Да Винчи. Спаситель мира. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Да Винчи. Спаситель мира.

Художественный смысл.

Гармония низкого и высокого.

 

Признаю: я доведён до какой-то крайности…

Доводит меня (смейтесь) неприятие искусство- и литературоведами художественности по Выготскому: что это подсознательный идеал. 57 лет прошло, как опубликована была “Психология искусства”. И – шиш. Никто не применяет.

А только что мне пришёл на ум ещё один довод о существовании этого подсознательного идеала.

Вы, читатель, надеюсь, согласитесь, что у слова “гармония” есть, минимум, два смысла: 1) стройность и 2) согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов.

Когда поднялся шум из-за перепродажи “Спасителя мира” (около 1499) Леонардо да Винчи, я возмутился этой второстепенностью и опубликовал (см. тут) в журнале статью об истинной ценности этой картины – наличии следа подсознательного идеала – гармонии низкого и высокого. То есть тут второй вариант значения слова “гармония”.

И вдруг я читаю, что в этой картине Леонардо применил сведение, почерпнутое из книги математика Луко Пачоли “О божественной пропорции” (1498), - сведение, заставляющее художника осознанно ввести в эту картину божественное качество образом стройности, т.е. первым значением слова “гармония” (а именно – углом 36 градусов в равнобедренном треугольнике: 2 зрачка и макушка). Даю репродукцию, заодно проверю, действительно ли там 36 градусов.

Вроде, действительно.

Почему именно 36 градусов божественное число, отправляю читать статью А.Н. Ковалева по интерактивной ссылке.

Для меня важно показать другое: что введение осознаваемого образа Бога ещё и в символическом виде (первым значением слова “гармония”) не поколебало подсознательного статуса идеала гармонии во втором значении этого слова – гармонии низкого и высокого.

В чём странность (для того времени) картины (являющаяся меткой присутствия подсознательного идеала) я тут повторять тоже не буду, а отошлю к своей статье, на которую тоже дал ссылку.

Если бы в “Спасителе мира” Леонардо подсознательный идеал покинул бы (и он бы удовлетворился выражением только первого значения слова “гармония”), он бы не применил своего легендарного сфумато (изображения воздуха между лицом, находящемся несколько в глубине, и плоскостью холста).

15 февраля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/priznaiu-ia-doveden-do-kakoito-krainosti-620bafab90cabf18346301a3?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)