Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Чайковский. Увертюра 1812 год.

Художественный смысл.

Художники ж работают через наоборот…

 

Наблюдение.

Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо её начать писать, чтоб самому понять, что меня заставляет.

Частицы, меня побуждающие разные. Вчера я прочёл в конце одной неоконченной статьи Чаадаева:

"Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красною нитью проходит чрез всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия: это - факт географический” (http://www.yabloko.ru/Themes/History/Chaadaev_apologia.html).

Вспоминается также давнее интервью какого-то телекорреспондента у прохожих… Он спрашивал у прохожих что-то типа, хотят ли они, чтоб Россия была маленькой. И они поголовно все отвечали отрицательно.

Где-то на днях мелькнуло, что митрополит Илларион ещё задолго, за века до падения Византии, провозгласил Святой Руси миссию хранить православие вплоть до конца света.

А вчера я ввязался в спор с человеком, очень красиво выразившемся о проявившейся сути народной в 3-х миллионном в Москве поклонении мощам (забыл чьим). Я же тускло возразил, что это – пока национальная идея не вписана в Конституцию. И предлагал вписать безрелигиозный традиционализм. Но это – как, а не цель. А я как-то не сказал, что имею что предложить и для цели: мессианскую задачу России своим советом отвратить человечество от смерти из-за материального прогресса – мирно, вседоговором принять коммунистический девиз: “каждому по РАЗУМНЫМ потребностям!”.

И вчера же наткнулся на цитату из письма с фронта какого-то немца, дескать пленных не берём, потому что русские дерутся до последнего человека. И изумлялся он, что, например, 5 солдат напали на колонну из 800 немцев. – Явно не ради православия геройствовали люди, подумалось, а ради всечеловеческой миссии СССР открыть путь в коммунизм, как в рай на земле.

Но главное (я, по крайней мере, люблю всё оформлять как разговор вокруг художественного смысла какого-нибудь произведения искусства), я заметил, что неправильно, кажется, объяснил свои неизменные слёзы и задыхание в одном месте у Чайковского в “Увертюре 1812 год” (см. тут).

Я думал, что они – от чрезвычайного испытания терпения. А при недавнем переслушивании оказалось, что – от неожиданности.

Название-то увертюры наводит на ожидание проявления сверхсилы России. А оказывается, что там сперва сверхдуховность русская. – Молитвой разряжается чрезвычайное испытание терпения:

 

Спаси, Господи, люди Твоя,

И благослови достояние Твое,

Победы борющимся за веру правую и святую Русь

На сопротивныя даруя,

И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Не иначе как неожиданность… Я ж атеист. Разве могло в меня как-то независимо от воли войти переживание красоты церковного пения?

Или могло?

Я ж его слышал? – Слышал. В фильмах, наверно. Уважительно, не иначе, оно преподносилось. А о религиозном переживании как о неком переживании Абсолюта я неоднократно читал… Вот и…

Но как же Чайковский со своими специфическими переживаниями исключительности?

Или надо вспомнить понятие модуля из математики… Об огромности ж величины даёт знать её модуль, а не знак (плюс или минус).

Зная своё исключительное (таково ницшеанство) переживание как отрицательное, Чайковский вполне мог изживать его (или выражать) сочинением для людей музыки к такой программе, которая для них безусловно положительна. – И всё.

А как же с подсознательностью? Я ж в своём экстремизме лишаю произведение названия художественного, раз не обнаруживаю в нём следа подсознательного идеала…

Можно ли хоть обмануть себя внятным предположением на наличие такого следа (а это ницшеанство – для не читавшего ссылку тут) в “Увертюре 1812 год”?

Моё (выше) предположение о компенсаторной (для автора) функции этого произведения не превращает разве предположение о подсознательном в ноль?

Или не превращает? Вполне мыслимо, что Чайковский, создавая это вроде бы произведение прикладного искусства (усиливать переживание торжества), движим был подсознательным ницшеанством. Художники ж работают через наоборот…

7 января 2017 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/453.html#453

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)