С. Воложин.

Чайковский. Пятая симфония.

Так и не открытый художественный смысл.

Но как же хорошо отпустить себя на волю!

 

Что значат эти слёзы?

На канале MEZZO играли Пятую симфонию Чайковского. И ко мне то и дело подступали слёзы.

Я было думал, что это слёзы по молодости. Я был впечатлительный молодой человек. И вот раз заметил за собою, что стал не так остро переживать музыку. Это случилось однажды очень давно при слушании Неоконченной симфонии Шуберта. У меня был очередной афронт с женщиной. Я хотел было, как с заказом плакальщиц, опорожнить свою душу от неприятных переживаний. И… Не вышло. – На меня не так уж и подействовала Неоконченная. И я впервые понял, что молодость, кажется, прошла.

Десятки лет спустя, вдруг услышав давным-давно не слышанное любимое симфоническое произведение (из моих любимых), у меня неизменно увлажнялись глаза. – Я вспоминал себя тогдашнего, когда эту музыку полюбил. И мне становилось жалко себя, старого. Срабатывала, думаю, временная дистанция воспоминания.

Вот и теперь. Как знакомое место – так мокрень на глазах.

И вот подошло к Финалу. А он очень победительный. Когда-то я это место “понимал” как торжество победивших масс. (Ну так я “понимал”.)

А мне подумалось про что-то мреющую победу в Новороссии… И такие какие-то в музыке проскальзывали в этот миг обороты, что ассоциировалось не упоение победой, а какой-то взгляд со стороны. И мне вспомнилась вчерашняя новость, что через российско-украинскую границу перетащили российские пограничники 15 раненных украинских военных, среди которых оказался и один нацгвардеец, то есть крайний националист и русофоб. И – сегодня передают – всем без исключения оказали нужную помощь. Врачи остались на ночь и спасали жизни тех, кто пошёл воевать против русскости, за свою честь восставшей на Украине.

Музыка победы мне показалась особенно глубокой из-за музыкальных фраз, выражающих человечность. И я задохнулся от почти рыдания.

А ведь я так воюю против понятия об общечеловеческих ценностях… Так его используют, это понятие, западники (а теперь и свидомые украинцы) для наступления на Россию (а свидомые – для отторжения от неё), подсовывая западные ценности как общечеловеческие… И я не вспомнил, про злорадство обычных украинских интернет-пользователей из-за аварии в московском метро.

Победная же музыка Финала гремела дальше, и я почти плакал от предчувствия, что Россия всё переборет. И вот эту неурядицу с Украиной. Вообще всё!

И я уверен, что не молодость я жалел нынче.

Знаете, как хорошо взять и отпустить себя на волю.

Я ж взял на себя обязанность открывать скрытый художественный смысл. Образный же смысл часто бывает не скрытым. В прикладном искусстве, наоборот, смысл часто бывает открытым, произведение – сделанным для усиления заранее знаемого чувства. Например, любовная песня или стихи о любви к родине.

Может ли быть, чтоб Пятая симфония Чайковского была чем-то подобным? – Вряд ли. Это было б мелко для такого колосса, как Чайковский.

Я не “понял” Финал симфонии, как бы глубоко я её ни пережил, если я пережил так, как описал выше. Я просто отдался ассоциациям. На меня действовала лишь одна сторона музыкального “текста”. В симфонии было и что-то противоположные ассоциации вызывать призванные. Но то мне не открылось. И тем паче не открылось то, что должно было случиться от столкновения противочувствий. Я не понял симфонию. И не должен был о ней писать, раз взял на себя жёсткое амплуа открывателя.

Но как же хорошо отпустить себя на волю!

17 июля 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/227.html#227

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)