С. Воложин.

Бурлюк. Футуристические вещи.

Прикладной смысл.

Прицениться к футуризму.

 

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас.

А возвращаться к Бурлюку меня заставило недоумение, что его привело к футуризму.

И я, забыв ранее написанное, предположил совсем дикую конструкцию. Эта дичь базируется на свойстве художников зацикливаться на стиле. На поверхности в искусстве есть не только экстраординарное, но и стилевое, пронизанное особенностью. Например, у кубистов всё нарисовано как бы кубами, у футуристов царствует повтор как образ движения. Бурлюка, мол, так ошарашил повтор, что его потянуло это повторять (извините за повтор). "Но мненья светского поток... А милый пол, как пух, легок”. А Бурлюк – как женщина…

Бурлюк. Футуристическая женщина. 1911.

Бурлюк. Иллюстрация к альманаху "Садок судей". 1913.

Бурлюк. Японка, сеющая рис. 1920.

И это ж святое – стилизовать… Глубже вчувствоваться в себя: что мне шепчет ЧТО-ТО, что сделать… Нет. Веяние времени – всё корёжить. И нечего замысливаться глубже моды. Это в прежнем искусстве было ЧТО-ТО за “текстом”.

А что совершенно разные ЧТО-ТО являются в качестве причин корёжения у экспрессионистов, у футуристов и у ницшеанцев, то остаётся вне такого вот поверхностного Бурлюка. Потому он и мог нарисовать вещь в совершенно разном стиле.

"Бенедикт Лившиц писал:

"Огромные мольберты с натянутыми на подрамники и загрунтованными холстами, словно по щучьему велению, выросли за одну ночь в разных углах мастерской…

Меня отзывает в дальний угол Людмила Иосифовна. Она почему-то питает ко мне великое доверие и, со слезами в голосе, допытывается у меня:

– Скажите, серьёзно ли всё это? Не перегнули ли в этот раз палку Додичка и Володичка? Ведь то, что они затеяли здесь, переходит всякие границы.

Я успокаиваю её. Это совершенно серьёзно. Это абсолютно необходимо. Другого пути в настоящее время нет и быть не может.

Хуже обстоит дело с отцом. Он разъярен: мальчики издеваются над ним. Стоило ли воспитывать их, на медные гроши учить живописи, если они занимаются такой мазнёй, да ещё выдают её за последнее откровение.

– Я левой ногой напишу лучше! – бросает он в лицо сыновьям и сердито хлопает дверью.

Часа через три Давид приносит отцу пахнущий свежей краской холст. Не дать, не взять, Левитан.

– Вот тебе, папочка, в кабинет пейзажик…

Отец умилён:

– Ну, иди, иди… работай, как знаешь"” (Филатьев. Главная тайна горлана главаря).

Раньше, оказывается, я пришёл к похожему мнению: надевал-надевал на себя маски придуривающегося, это придуривание к нему и приросло.

28 января 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/kak-horosho-zabyvat-o-burliuke-60131a8d1dce1b4b9663ac55

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)