Булгакова. Абстрактные картины. Прикладной смысл.

С. Воложин

Булгакова. Абстрактные картины

Прикладной смысл

Ненависть.

 

Неуёмный.

Неуёмный это я. Мне мало, что удалось объяснить несколько абстрактных картин Ольги Булгаковой в серии “Архаизмы”. Остались необъяснёнными несколько. А это ставит под сомнение правильность толкования объяснённых.

Неприятие окружающего в стране – вот пафос серии, если судить по тем картинам, что объяснены (см. тут). И среди необъяснённых есть несколько картин, называющихся “Псалом”. С римскими цифрами. А что такое Псалмы Давида? – До удивления страстные речи человека, предельно верующего в Бога, в нечто высокое и не только для личного приобщения.

Ну вот, например, Псалом 1:

"Псалом Давида.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет”.

И кто ж это может быть в новой России таким страстно верующим в общее? – Таких, конечно же, нет. Капитализм – строй верящих в личное. Но. С отменой атеистического тоталитаризма, вздохнула легче религиозная вера. Даже некое возрождение её началось. Но (опять). Что за жалкое зрелище представляет это возрождение! – Если сама Булгакова, получалось до сих пор, сохраняла верность левому шестидесятничеству, которого застала лишь закат и собою являла его закатное состояние… То какая ж она, Булгакова, страстный художник и как же она должна ненавидеть это религиозное лжевозрождение? – Как когда-то ненавидела безрелигиозный лжесоциализм.

Можно ли эту ненависть увидеть? – Похоже, можно.

Булгакова. Псалом I. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

Любой религиозный должен ненавидеть коммуняк. Те, первые, революционеры в России, и вторые, извратители социализма в СССР, репрессоры, не стеснялись своей кровавости и цвет крови избрали своим символом на знамени. И крест, символ веры, они пошатнули. – Вот наш религиозный персонаж современного псалма и должен противостоять сохраняющейся доброй памяти о Сталине.

Он, персонаж, "как дерево"? – Так пусть он будет палкой. А его красное окружение с покосившимся крестом пусть будет образом "нечестивых… грешных… развратителей". Ну а то, что дальше креста – пусть будет образом нейтральных. Которых в Псалме 1 Давида нету. (Давид был субъект крайности. Но Булгаковой такой же быть не обязательно, при всей её стойкости в левизне.)

Презрение же к этому "как дерево" пусть выражается в минимализме явленной черты.

И – первая удача.

Читаем Псалом 2:

"Псалом Давида.

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника".

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него”.

Булгакова. Псалом II. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

Образом несчастных ("цари земли "), поругаемых Господом ради Помазанника (Давида), пусть будет чёрная тучка в центре. А все притеснения на несчастных – это пусть будут всякие рамки этой тучке, прямые и круглые. Жалкие, с точки зрения художницы, презирающей тех недавних атеистов, которые вдруг стали креститься и молиться, воцерковлённых, и тем, мол, снискавших обещание: "поразишь" и "сокрушишь". – Кого к 2004-му году? – Ну хоть террористов. Вне Северного Кавказа теракты к 2004 году прекратились.

Опять удача!

Псалом 3.

" 1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня

3 многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге".

4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое”.

Раз Давид – царь, можно предположить, что объектом обобщённых размышлений Булгаковой является Путин в какой-то мере.

Булгакова. Псалом III. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

А раз Путин и перед нами такая картинка, то что может обозначать потеря лица? – Какое-нибудь падение в 2004-м году, связываемое с Путиным. Например, такое.

https://www.bbc.com/russian/russia/2015/05/150507_putin_15_years

Псалом 4.

" 1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

7 Многие говорят: "кто покажет нам благо?" Яви нам свет лица Твоего, Господи!

8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино <и елей> умножились.

9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности”.

Булгакова. Псалом IV. Из серии “Архаизмы”. 2004. Холст, масло.

Тут лицо вполне не восстановилось. Автор как презирала, так и презирает Путина. Но хотя б восстановилось отличие лица от фона. (Фоном на президентских выборах 2004 года были совсем бледные люди: Харитонов, Малышкин… Их кто-то сейчас помнит?)

В самом деле, Путин тогда получил 71% голосов. (На предыдущих – только 53%).

 

Я оскорбительно понижаю ценность так интерпретированных картин. Но зато я и не занимаюсь словесным баламутством. А художественность – я давно это говорю – есть след подсознательного идеала автора. При такой интерпретации, что я дал, никакого такого следа, конечно, нет. Потому искусствоведы и баламутят, что в их случае остаётся надежда у читателя и зрителя, что художественность, может, таки есть. Потому что подспудно все чуют, что художественность это не что-то рациональное и рассудочное. Баламутство искусствоведов в чём-то даже устраивает многих.

"…в… “Псалмах” и “Гравитации” – речь идет о процессах оформления материи из хаоса. Булгакова видит две линии такого формирования. Одна связана с какими-то физическими законами: в “Гравитациях” форма сгущается, обретая подобие правильности и раппорта [установления какого-то доверия]. В другой линии важнее слово – так решены “Псалмы”. И только одной деталью – перечеркивающей окружность диагональю – художник позволяет напомнить о древне-литературных коннотациях образа: эта диагональ – не что иное как библейский посох” (Александр Боровский. http://bulgakova-sitnikov.com/ru/bio-and-articles/olga-bulgakova-access-code.html).

14 января 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6247.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)