Булгакова. Картины. Прикладной смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Булгакова. Картины

Прикладной смысл

Если кто уверился, что абсурдна вся Эта жизнь, то надо её заклеймить, выставив напоказ всю её абсурдность.

 

Мысль в голову пришла…

Мысль такая: если кто уверился, что абсурдна вся Эта жизнь, то надо её заклеймить, выставив напоказ всю её абсурдность.

Ведь это ж ерунда – группировать людей по их именам?

И я сразу вспомнил обратное, как отец моей жены пошёл в ЗАГС выписывать метрику на только что родившуюся дочку. Я не помню, какая с женой была договорённость, как её назвать, но по дороге – я не помню, на что он наткнулся – он передумал, и решил, что все Наташи – хорошие, и так дочку и назвал. А ещё мой соученик школьный, узнав, что мы назвали своего сына Аркадием, удовлетворённо крякнул, что каких Аркадиев он ни встречал, все были отличными парнями.

И всё-таки это вздорная мысль, суеверная.

Например, при имени Александр мне сразу вспоминается Македонский. А где воинственность, твёрдость, доблесть в таком изображении?

Булгакова. “Александр. Из серии “Имена”. 2005.

У художницы это скорее интеллигент какой-то, а не воин. Ему бакенбарды да курчавую голову – Александра Пушкина б напоминал. Задумчивый… И совсем не соответствует этимологии: "Происходит от древнегреческих слов “алекс” — защищать и “андрос” — муж, мужчина, то есть “защитник людей”".

Но дело даже не в том, а в том, что таких "портретов" Булгакова намалевала целую серию.

 

Авель. 2006. Исайя. 2006. Иезекииль. 2006

 

Малахия. 2006. Пётр. 2006. Иоанн. 2006.

 

Измаил. 2006. Юлий. 2006. Савва. 2006.

 

Гурий. 2006. Никита. 2006.

Совершенно не понятно, по какому принципу подобраны имена. Пусть Александр введено в свод еврейских имён. Но в нём нет многих других, от Авеля начиная и кончая Никитой. Нет Никиты и др. в списке библейских имён. – Полная каша.

Что работает на мою мысль, что выражена ненависть к этому миру (в 2006-м году, наверно, к миру победившего все значимые идеологии ХХ века в планетарном масштабе либерализма). Этот либерализм теперь проводит в жизнь гендерное равенство*. – Бред из бредов. Горохизацию стран. Отказ от значимости государственности (в пользу транснациональных компания, в которых заправляют в основном англосаксы.).

От ненависти – эти всякие деформации лиц.

То же – с серией "Матриархат". Нет теперь в науке этого понятия. Женщина никогда не занимала главенствующего положения в обществе. И Булгакова издевается над чем? Над феминизмом, делающим вид, - как про матриархат байка, - что можно много что исправить в интересах женщин.

 

II. 2007. IV. 2007. VI. 2007. VII. 2007.

Насмешка – опять же – видна всё в той же недоброй деформации и неестественности поз.

По-моему такая моя политизация и минимум информации о том, КАК сделано, всё же лучше, чем словесная абракадабра:

"…мне стало опять недоставать содержания. Я вернулась к фигуративным вещам, но уже на другом уровне… Меня интересует сам процесс взаимоотношения художника, его руки с поверхностью холста. Здесь тоже рождается эмоциональное содержание… процесс… более спонтанный и более экспрессивный.

…люблю работать сериями. Даже в большей степени. Нынешний более экспрессивный характер моей работы подсказывает продолжение следующему холсту. Каждый последующий холст рождается из предыдущего.

Например, серия “Имена” - довольно большая. Имя человека – самое личное, конкретное, что его определяет и, в то же время, оно объединяет его со всеми носителями этого же общего имени и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Человеческий род делится по именам, оставаясь единым целым.

А серия “Матриархат” посвящена женскому началу – древнему, ныне живущему, вечному, мощному, беззащитному, самодостаточному, зависимому, ищущему, отдающему, защищающему, производящему, всегда ждущему” (http://artandyou.ru/category/history/post/olga_bulgakova_interview).

По-моему, художница просто темнит. И не её это амплуа – словами выражать. И знает она, что её проклянут как вульгарную иллюстраторшу заранее известных идей, а не художницу, если она скажет что-то определённое.

Не лучше ведут себя и искусствоведы:

"Следующий этап (серия “Имена”) — демиургический: из плазмы, лавы, неких атомарных взвесей цвета художник лепит головы человеков. Это возврат антропологического. Разумеется, всё это — архетипы, без психологических нюансов. И если имена даются по характерам, то — здесь есть начала характеров. Эти изначальные люди заслужили имена” (Александр Боровский. http://www.art-story.com/collection/k_bulgakova/).

“Начало нового века и нового тысячелетия совпало с появлением нового искусства Ольги Булгаковой. Она пишет, как и прежде, сериями или циклами, и сами названия говорят о том, что тут вступили в игру высшие силы. Серии “Имена”, “Матриархат”…

В “Именах” изображаются одни только лица, или лики, а может быть – маски. Общие абрисы лиц с минимальными подробностями, в самом устойчивом (и трудном для глаза) квадратном формате. Темные и посветлее, прозрачные и массивные, иногда как будто беспросветно трагичные, иногда, пожалуй, просветленные, а чаще – на пути от полюса к полюсу. Между надеждой и безнадежностью. Между страстью и бесстрастием. Между жизнью и смертью.

Женская половина рода людского не охвачена в “Именах”, этой половине дан иной удел: серия “Матриархат”. “Матриархат” запечатлел разные обличия праматерей рода человеческого, тех самых, которые помещены в “Фаусте” Гете в глубины глубин планеты Земля. Они первобытны, безымянны, глыбообразны, наделены геологической мощью подземных магм, и эта мощь всегда двояка. Гигантские, напряженные матери-материки готовы смахнуть с земной поверхности любую форму жизни. Божества, они же монстры, священные чудовища плодородия и гибели” (Александр Якимович https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=17620).

“Имя как символ-архетип возникает уже в новом качестве – картины этой серии выполнены на цветовых контрастах экспрессивными мощными мазками; они воплощают в себе одновременно конкретное и бесконечное” (Н. Колодзей. https://art-life.biz/zhivopis-skulptura-grafika/olga-bulgakova/).

А у меня, по крайней мере, получается (надо смотреть предыдущие статьи о ней) осмысленная эволюция её духа, разочарованного поражением левого шестидесятничества.

6 января 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6235.html

*- Гендерное равенство начали проводить в жизнь не современные неолибералы (либерасты), а левые. Начиная ещё с Томаса Мора, жившего в 16 в.

- Простим оппоненту, что нео он приделал к моим либералам, победителям в ХХ веке всех значимых идеологий, левой в том числе. И в пику процитируем против его “Томаса Мора, жившего в 16 в” и против его “левые”:

"Нагота и непристойность поступили в продажу. Отличие "генитального" поколения 70-х годов от битников и хиппи 50-х и 60-х именно в том, что оно покупает на рынке и оплачивает деньгами те рискованные удовольствия и дерзкие эксперименты, которыми их предшественники упивались как дарами свободы в узком и бескорыстном кругу единоверцев.

Очевидно, для бунтарей, ставших образцами для модников, эта победа ненамного отличалась от поражения” (Мих. Эпштейн. https://www.booksite.ru/localtxt/epsh/tein/epshtein_m/parad_nov/21.htm).

5.09.2019.

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)