Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Брущенко.

Художественный смысл.

Индивидуалистический протест против всего общественного выражает акцент на неожиданности слова.

Рассусоливание

О "Мальчике, запутавшемся в соплях", произведеньице Владимира Брущенко (http://www.pereplet.ru/text/brushenko12jul06.html).

Там всего 9 строк в 4-х абзацах. А мне дай Бог уложиться в четырежды 90.

Вот смею я счесть ретроспекцией такое начало: "Я родился тринадцатого числа, в тринадцать часов тринадцать минут - так, еще во время акта рождения, я научился обращать внимание на значимые нюансы"? – Смею. - А смею счесть ретроспекцией же жизнеописание вплоть до возраста, в котором понимают, что такое "географический ум"? – Наверно, да. (И в том жизнеописании состоит все произведение.) – Ну а если я скажу, что перед нами пейзаж души? Нечто субъективное, а не объективное… Причем - современного взрослого пейзаж души, не вживание в ребенка. Казус же с соплей – иронии ради. Иронии ради современного разочарования в жизни. То же с научением "обращать внимание" êогда! С точностью до минуты. С тройным 13. С отвлеченностью и изяществом: "значимые нюансы". Или максимализм и цитатная авторитетность: "людей разделяют "горы и пропасти"". Или это "Президентом" - с большой буквы (в России ж глава государства это почти царь, помазанник Божий). Менталитет, мол. Сплошь же – оценочность. Следовательно – субъективность.

Теперь, может, кто согласится, что все в каком-то смысле повторяется. (Диалектика, например, утверждает, что тезис сменяется антитезой, а тот – синтезом, т.е. чем-то похожим на тезис.) Тогда можно признать, что (опять в каком-то смысле) Просвещение повторяло советский период, а романтизм (примат субъективного) – постсоветский. На в чем разочарование намекают слова: "что мои способности превосходят", "что людей разделяют "горы и пропасти""? – На идеал Равенства и Справедливости. – А тот факт, что аж мать внушала идеал Неравенства, не означает ли массовость предательства Равенства и Справедливости? Из-за чего и разочарование. Было. – А стало? – От чего-то противоположного. Потому и слово "запутавшийся" в заглавии. И каждый раз с одной стороны - один, с другой – масса.

И итог, смею утверждать, - индивидуалистический протест против ВСЕГО, скажем так, общественного. И выражением его является акцент на НЕОЖИДАННОСТИ слова. Не просто ирония, а… апричинность, алогизм, вневременность и тому подобная "ненормальность", образец "клинического мышления".

"Могу ли я, захотев иметь мысль, этим хотением ее получить в следующий момент? Или – взволноваться, захотев взволноваться? Вдохновиться, захотев вдохновиться? Есть масса событий в мире, которые нельзя получить таким образом… То, что случится через момент, следовательно, не вытекает из того, что было перед этим" (Мамардашвили).

Например, такая "пакость": "сопельный шар размером с дикое яблочко", - взвинчивает не размером, а непроизвольностью ассоциации.

И… кое-кто не выдерживает.

Но посвященные. . .

"Сознание всегда можно вычесть и показать, что на самом деле оно лишь марионетка, воображающая себя (в силу сознания) автором своих собственных действий. А в действительности в этих действиях есть уходящие в устройство космоса причины и действующий субъект – марионетка этих причин. Значит, реализм такого рода существует – или для мертвых, или для рабов" (Мамардашвили).

И тогда – да здравствует сюрреализм.

Впрочем, понять не значит простить.

2 сентября 2006 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/4.html#4

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)