Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Борромини. Произведения.

Художествененый смысл.

Соединение противоположностей.

 

Почему покончил с собой Борромини.

Борромини – гений, один из создателей в итальянской архитектуре стиля барокко. И его судьба – ещё один пример несчастной возможности в искусствоведении говорить разное об одном и том же.

В 1977 году я купил книгу, можно сказать, наполовину определившую моё поведение в искусствоведении. Я время от времени проезжал Москву и мел возможность купить там новинки. Книга эта – "Советское искусствоведение ’76. Выпуск 2-й". М., 1977. Помнится, шептали, что она была на грани запрета. – Почему, я не догадываюсь. Две работы там: о барокко и о маньеризме дали мне вырастить, не побоюсь сказать, свою историю искусства. (Мне ж – можно, я ж вне клана искусствоведов, официального образования не имею, зарабатывал трудом инженера, искусствоведческая карьера мне не мыслима.) Обе работы в альманахе отличались единством мысли, что должно казаться странной похвалой, ибо любая работа учёного должна быть такой. Но вы поймёте меня. Смотрите:

"…стиль барокко возник прежде всего из внутреннего стремления времени придавать человеческому телу в изобразительных искусствах все большую внушительность…" (Вёрман. https://vk.com/wall-52526415_59008 С. 8).

И у этого же автора:

"…отражает борьбу высших духовных сил, охватившую все столетие… но и новое евангельское исповедание [имея в виду рядоположенность новому старого евангельского исповедания]" (Там же. С. 7).

Замечаете: "телу" приравнено "евангельское исповедание".

А в той, моей, книге, такого не было. Работа о барокко была Александра Якимовича, и он очень просто избежал логического ляпа: введением понятия "concordia discordans, соединение противоположностей" (С. 95) в качестве формулы идеостиля барокко.

Я не думаю, что у Якимовича были проблемы с чтением на немецком языке (у него там неоднократны ссылки на немецких авторов). А этот Вёрман в 1911-м кончил книгу с претенциознейшим названием "История искусства всех времён и народов". Просто Якимович счёл Вёрмана ловчилой и не удостоил внимания.

А я на Вёрмана именно потому внимание и обратил.

Потому что предоставляется возможность возражать матёрому автору, нечистому на руку. Каковыми мне представляются большинство искусствоведов.

Область знания такая. Скользкая. Где подличать перед истиной, которая одна, чуть не норма. Что ещё и ультрасложностью материала оправдывается.

Вот этот Борромини…

По Якимовичу отчаянность раздрая между двумя истинами (Реформации и Контрреформации) рождала… "примирительные ноты" (С. 99). Людям надоела эта столетняя война.

И потому Борромини не должен был покончить с собой. А он покончил. Почему?

Что сделал Вёрман? Он не просто замолчал этот факт, а дал ему потенциальное объяснение (попутно лишив здесь, по случаю, барокко противоречивости):

"Если Бернини в отдельных архитектонических формах редко впадает в преувеличение или разнузданность, то на его современнике, ломбардце Франческо Борромини…" (С. 14).

Без тормозов-де – вот и покончил с собой.

А я предлагаю иначе: "примирительные ноты" были подсознательным идеалом. Если посмотрите тут, увидите, что безумства были исчислены. Сознанию же "примирительные ноты" даны не были. Вот сознание однажды и занесло.

Борромини протнул себя шпагой (что любое христианство запрещает), долго мучился, "успел объяснить причины этого безумного жеста, продиктовать своё завещательное распоряжение и приказ похоронить его в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини рядом с могилой его учителя Карло Мадерно" (Википедия).

То есть до него так и не дошло, что его подсознательный идеал не был религиозным.

20 мая 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/pochemu-pokonchil-s-soboi-borromini-60a67b4d1b112a2f54e1ac91

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)