Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Богородская. Картины.

Художественный смысл.

Хороша простецкая жизнь (пока равенство какое-никакое и нет помех для самосовершенствования) и плоха, когда все оболванены принципиально.

 

Вот нравится и хоть бы что.

Прочёл я у Манина слова:

"Богородская обладает своим взглядом на мир, адекватным нелепости окружающей жизни. Ее зарисовки, выраженные цветом, метки по наблюдению и даже обладают определенной сатиричностью” (Русская живопись ХХ века. Т. 3), -

и стал искать репродукции её картин.

А наткнулся на такое.

Богородская. Старая калужская дорога. 1960.

Где нелепость и сатиричность? Электричество, судя по столбу и телевизионным антеннам, тут уже есть. Я б сюда ещё провёл канализацию и водопровод и сохранил бы эти домики навсегда.

Какое счастье льётся и картины!..

Это, правда, ещё 1960-й год, хрущёвская оттепель, через год Хрущёв заявит, что в 1980-му будет построен коммунизм. Все будут смеяться, но всё равно кругом счастливая жизнь. (Я кончил институт и решил исполнить данное себе в школе обещание самообразоваться, чтоб лично знать, почему Леонардо да Винчи гений. Вся жизнь впереди!)

Мне настолько понравилась эта репродукция, что я час потратил на устранение с неё меток принадлежности её. И нисколько не жаль потраченного времени.

Сколько тут градусов мороза? – Не больше пяти… Весна, пожалуй, скоро. – Ну счастье и всё!

И что? Примитивизм уже проявился: локальный жёлтый, зелёный, как маляром проведенный по снегу и небу, по автомобилю, безликость женщины и ребёнка, обводка контура ствола берёзы? – Это будущее "фэ" ужасу деревенской и провинциальной жизни?

Богородская. В Чухломе. Бумага, пастель, цветной карандаш. 1977.

Что-то не чувствуется ни "фэ", ни даже примитивизма…. Хоть люди на велосипедах, да, ничтожны.

По-моему, Пон-Нёф в Париже.

Опять совершенное счастье при полной ничтожности людей. И совсем не считая обязательным быть буквально точной. Так что не важно, халупы или дворцы перед глазами. Примитивизм тут проник в изображение этих ничтожных людей.

Богородская. Вид на Москву с Поклонной горы. 1975.

По-моему, и тут весеннее счастье. И уже вряд ли примитивизм тут есть.

Как же так? Почему Манин видит совсем не то? Может, потому что он ссылается на картины 80-х годов? (Их, увы, нельзя найти в интернете*.)

Не иначе, в 80-х что-то её сильно разочаровало.

К такому изображению текст такой:

"Гости эмоционально обсуждали замечательную графику главного идейного вдохновителя этого события Натальи Богородской, персональная выставка которой также сейчас проходит в ЦДХ. Легкие, лиричные, волшебно передающие городское настроение и мимолетные состояния погоды гениальные рисунки и масштабная серия аппликаций вызвали бурю положительных эмоций у многочисленных посетителей” (22 декабря 2015. Шпиз. http://mir-vpechatleniy.ru/klub-tvorcheskie-sredy-raduet-i-vdoxnovlyaet/).

Ну… можно ли верить таким немотивированным дифирамбам судить вам.

Я, правда, тоже не объяснил, почему я в восторге. Ну так тоже судить вам.

25 июля 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6749.html

*- Прошло пару лет, и в интернете появились её поздние работы - аппликации (сама она уж и умереть успела).

Богородская. Бегущие (Развеселые такие). 1989.

Богородская. Красная обнажённая. 1992.

Вот теперь Манин со своей сатиричностью становится понятен. Капитализм надвигается на страну. Нужны болваны этому строю. Вот Богородская и ёрничает над неумолимым ходом времени. Сама она, видно, мировоззрения не меняет.

21.08.2021.

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)