Боголюбов А.П. Зима в Борисоглебске. Художественный Прикладной смысл.

С. Воложин.

Боголюбов А.П. Зима в Борисоглебске.

Художественный смысл.

Прикладной смысл.

Идеал – прекрасная внутренняя жизнь, мол.

 

Когда настоящий художник рисует небо,

он делает это не для показа его красоты

Романтик это делает для выражения красоты своей внутренней жизни, в которую он бежит из внешней, страшной своими проявлениями.

 

Уж вечер... облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает…

1806 г.

"Прежде всего, если отвлечься от привычной мелодии Чайковского (а это необходимо сделать), мы воспринимаем в этих стихах, как и вообще в стихах Жуковского, свою поэтическую мелодию, напев стиха, поглощающий смысловую отграниченность друг от друга не только слов, но и синтаксических элементов. Жуковский создает музыкальный словесный поток, качающий на волнах звуков и эмоций сознание читателя; в этом музыкальном потоке, едином и слитном, как и единый поток душевной жизни, им выражаемый, слова — это ноты. Отсюда особое семантическое наполнение слова, начинающего значить гораздо больше, чем оно значит терминологически, и выявлять в себе в соотношениях потока мелодии иные смыслы и звучания, чем в обычной логической конструкции речи…

Лейтмотивом первой строфы цитированного отрывка являются слова: вечер, померкнули, последний, умирает, последняя, потухшим, угасает. Здесь два обстоятельства важны: во-первых, самое наличие лейтмотивов, слов-тем, выделенных не синтаксически и логически, а накоплением эмоциональных повторений, нанизыванием однотонных слов. Тем самым опять тон, лирическая нота преодолевает логику, субъективное преодолевает объективное. Словесные лейтмотивы — характерная черта стиля Жуковского и романтизма вообще” (Гуковский. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/guk/guk.htm).

Так с Жуковским известно житейское происхождение страшной оценки им внешнего мира:

"…Маша Протасова выходит замуж за Мойера и нет выхода из страданья” (Там же).

Мой ум восхищён: по наличию лейтмотива в процитированных стихах (а это было новостью в русской поэзии) можно вывести Машу Протасову и страдание Жуковского! Можно открыть его подсознательный идеал (своей прекрасной души).

.

После моего второго отпуска (на Кавказ), я отказался охотиться фотоаппаратом за пейзажами. Отпечатав сочинские кадры корабельных мачт на фоне облаков, я пришёл в отчаяние от несовпадения получившейся фотографии с теми чувствами (я их помнил), с какими я ходил около корабля на пристани и искал ракурс для снимка. И дело было не в том, что я про себя знал, какая я моральная мразь был тогда… А может, и оттого… Прекрасность-то в моей душе жила и была очень требовательна, раз я отказался фотографировать для выражения своих самых глубоких переживаний. Она потому и была так требовательна, что её не устраивал реальный я. – "…и нет выхода”.

Так что и тут ясно, как и с Жуковским.

А вот что терзало А. П. Боголюбова через десятки лет после Жуковского и расцвета романтизма в России?

Терзало. В 1859-м он женился на чудной Надежде Павловне Нечаевой. А через 6 лет она умерла, успев родить двух сыновей, которые тоже умерли, один сразу, другой – вскоре после рождения. И смерть жены почти совпала со смертью друга.

""Всё это вместе взятое сильно отразилось на моём зрении и мозге. Я плакал, как дурак, и окончательно расстроил свои нервы"” (https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post428422025/).

Так Жуковский и он (не я) сумели выразить свой подсознательный идеал прекрасной внутренней жизни*.

Вот откуда само солнце в картине Боголюбова, много места для неба и такая относительная редкость как замёрзший туман, от которого солнце еле видно.

А.П. Боголюбов. Зима в Борисоглебске. Около 1881.

Так всегда с большими художниками: нарисовано одно, а выражено – другое. Тут – прекрасный внутренний мир при страшном внешнем.

Не знаю… Страшность внешнего мне кажется как-то отражённой огромностью неба, которому как-то безразлично, что под ним. (В других романтических пейзажах стихии откровенно страшны.)

Но тогда неверно такое:

"От неё исходят покой и умиротворение, она оказывает успокаивающий эффект. Возможно, это от того, что большую часть вытянутого по вертикали полотна занимает изображение неба” (Разноцветные грани).

Как и неверно:

"Художник блестяще передал <…> особую прелесть русской зимы” (Там же).

Ибо до создания “Союза русских художников”, занявшегося выражением русскости (в пику плачу передвижников о русском народе) в 1881 году оставалось ещё 22 года.

Нет, чувство покоя, переживаемое зрительницей и авторессой статьи, есть не только субъективный факт, но и объективный. Ибо искусство с самого происхождения своего, изобразительное в том числе, выражает помимо главного просто радость жизни. Видом чего может быть и покой. Это надисторическая его функция. Самое трагическое произведение выражает и радость жизни – красотой своеобразной. Из-за надисторичности этот момент не ценится специалистами. Он получается автоматически, если автор не ремесленник или халтурщик.

Иное дело любители того, чтоб им было красяво.

В эпоху интернета их деятельность по приобщению людей к живописи объективно оказывается оболваниванием. Люди думают, что приобщились к высокому искусству, а на самом деле им извратили то, что хотел “сказать” нам живописец.

В наши дни, когда чётко виден замысел Запада уничтожить Россию, такое оболванивание, будучи осознаваемым, восходит до масштаба предательства.

5 августа 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Yuzh01sDd1B9yoOB

* - Выводы блеск. В кавычках. Надежда Павловна умерла в 1865?

Картина написана в 1881? Между событиями 16 лет. Много воды утекло. А здесь великий художник представлен болванчиком, действующим по заданной программе. Назвали подсознательным идеалом, вложили в мозг. Как на конвейере. Теперь всё Боголюбов создаёт по программе Воложина. Шаг влево, шаг вправо - расстрел. Должен соответствовать предписанному идеалу. Воложин велел.

Смех на палочке.

- Каюсь. Зря привесил Боголюбову подсознательный идеал в 1881 году. Если в 1896-м он лишился 30-летней гражданской жены, Элизы Шивр, то она ею стала в 1866-м. То есть через год после смерти первой жены.

"...в связи с болезнью жены Боголюбов провел в Италии зиму 1862/63 года. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они безусловно могут быть названы пейзажами настроения. В них уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи” (https://tunnel.ru/post-bogolyubov-aleksejj-petrovich).

То есть романтизм предшествовавший живописи был подражательный. Ещё при свежей тоске новый романтизм его (грустный) мог, наверно, родиться от подсознательного идеала.

Боголюбов. Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1863.

Боголюбов. Нижний Новгород. Нижний базар. 1963.

Боголюбов. Вид на Казань. 1863.

то спустя 16 лет, наверно же, он перешёл в сознательный идеал. И работать на повторении того, что озарило когда-то. И счастье жизни с новой женой не могло поколебать его стиль.

Поэтому я делаю соответствующие поправки в шапке статьи на своём сайте.

25.12.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)