Берязев. Через двадцать лет… Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Берязев. Через двадцать лет…

Художественный смысл

И он есть, Потенциал, и его проявления нет. Как геометрическая сумма идеальности шара с материальностью тела, имеющего бока – в “шаробокая”.

 

Берязев

Я хочу порассуждать о таких абстракциях, что, чтоб привлечь к ним ваше внимание, читатель, я сперва вам продемонстрирую то стихотворение, по поводу которого я хочу рассуждать.

 

Через двадцать лет, шаробокая,

Докатилась русская Мля

До межи, где жив, слава Богу, я

На руинах календаря.

Двадцать лет — как нет, обхохочешься,

Босота да хмеля гудёж,

А мы пели всё: “Куда котишься,

Не воротишься, пропадёшь!”

Прокатилась Мля перемельная

Камнем-жерновом по душе —

Наше счастьице карамельное,

То, которое в шалаше, —

До межи, где мне ещё кажется,

Словно в детстве, веки смежа,

Всё загладится, всё уляжется,

Зарастёт, как след от ножа.

За окопами, за погостами,

Там, где косточки родныя,

Я рыдаю — пень стоеросовый

Под раскатами воронья.

Коль пустым-пуста воля вольная,

Коли веры нет у неё,

Да погибнет эра крамольная,

Да возьмёт надежда своё!

Горе горькое не воротится,

Не замкнёт любовь ворота…

Отмолила нас Богородица,

Упросила Христа!

2017

Есть разные чудные люди. Говорят, Скрябин чувствовал музыку в цвете. Явление это называется синестезия: звук – окрашен, цвет – имеет вкус. Шире: есть целое облако так называемых коннотативных значений, следующих сразу после восприятия сигнала и предшествующих осмыслению его в качестве, например, слова.

(А моя идея идея-фикс теперь, что художественное – это произошедшее из подсознательного идеала.)

Синестезия может быть, очевидно, без никакого отношения к идеалу и с отношением.

Так вот я область идеалов воспринимаю несколько… геометрически. (О себе я говорить вынужден, потому что я позволил себе становиться в положение посредника между художественным произведением – с обязательной недопонятностью его вследствие вышенаписанного – и вами, восприемниками этого произведения.)

В моём чудном мире есть всего несколько типов идеалов…

А, забыл сказать, что я считаю, что вдохновение творца произведения неприкладного искусства происходит от желания выразить подсознательный идеал, который рвётся к самовыражению, и может как бы сердце лопнуть, если то ЧТО-ТО не попробовать выпустить на свет. Поэту – словами. А какими, если ЧТО-ТО в подсознании ж сидит?! – Выход стихийно находится – словами-противоречиями.

У Берязева, например: "шаробокая”. Ну какие бока могут быть у шара? Их же бесконечно много. Или вообще нет. А, тем не менее, уже в этом слове ЧТО-ТО, рвущееся из Берязева, выразилось. И каждый это чувствует. Только не каждый может выразить, что он чувствует словами. Лишь критик – может. Я, думаю, смогу. Смогу благодаря тому, геометрическому, восприятию области идеалов.

Так вот мы прервались на том, что идеалов всего-навсего… около 6-ти типов. Гармонии, Пользы, Долга, Соединения несоединимого (этих Пользы и Долга), Благого для всех сверхбудущего (для христиан – это царство Божие на небе) и противополюс этому (ницшеанство). И они плавно превращаются со временем один в другого почти всегда в одной и той же последовательности. Как бы по кругу. У большинства больше двух не бывает (как, кажется, Черчилль сказал, что в молодости мы все социалисты, а потом – консерваторы). Пушкин несколько раз круг обежал.

Последний тип, ницшеанство – особенно сложный. Может, потому что охватывает всегда меньшее меньшинство людей, чем другие мало популярные (Долга и др.). О нём мы ещё поговорим.

Я растерялся, к какому типу отнести стихотворение Берязева.

И это совершенно волшебное состояние последействия неприкладного искусства. Похожее на беременность, что ли.

Что за слово такое “последействие”? – Действие кончается с прочтением стихотворения. Подсознательный идеал поэта вы восприняли своим подсознанием и всё. Дальше начинается последействие. С вами что-то происходит. Вы хотите это выразить. Не можете. И или отступаете (большинство отступает), или вас озаряет (родилось). Так есть ещё беременность.

Раз такая со мной длилась 10 лет, раз – много месяцев, а теперь всё чаще сто`ит только задать себе жёсткий вопрос: к какому типу идеала отнести? – как вскорости откуда-то появляется ответ.

Для стихотворения Берязева он получился такой: хорошо, когда плохо. И я сперва не понял, куда ж из 6-ти это отнести?

Бытовое автора, вообще говоря, есть вспомогательный материал. Но иногда он может помочь. По его фейсбуку видно, что он себя называет безработным поэтом. Как-то любит, что ли, сыпать соль на раны. Я аж ему возразил. С приходом Рынка, мол, культурный уровень окружения так понизился, что нельзя ж всерьёз хотеть жить доходами от сочинения стихов. Так этот мой рационализм выглядит жалким на фоне стихотворения. Рационализм тяготеет к идеалу типа Пользы (самому массовому идеалу).

А в России сейчас из-за экономического бесперспективья туго рационалистам, плохо тем, кто с идеалом Пользы, плохо оранжевым (этим словом я называю тех, кто не осознаёт, что если Путина сменит кто-то типа Касьянова, Миши-два-процента, то грабёж России с помощью таких компрадоров в пользу Запада усилится). Так Берязев, при всём его негативизме ко всему, явно не с ними, мещанами, не с "раскатами воронья” (вороны едят падаль, а конкуренция творит неудачников).

С другой стороны, оценка всего негативным есть: "Докатилась русская…” (не персонально кто-то, а…), "На руинах календаря” (как в “Гамлете”: время вывихнуло сустав, порвалась связь времён).

Можно ли думать, что автор, - как Шекспир когда-то, - ТАК отрицая действительность, уповает на Благое для всех сверхбудущее? Вон, аж религиозно кончает стихотворение Берязев: "Горе горькое не воротится, / Не замкнёт любовь ворота… / Отмолила нас Богородица, / Упросила Христа!”.

Думать, конечно, можно. Но, если поверить, что художественный смысл произведения неприкладного искусства процитировать нельзя, то он не есть в последнем четверостишии. Уж больно отчаянное всё стихотворение, чтоб конец ТАКОЕ теперь-плохое переориентировал. Да и грамматика о том говорит. Лирическому “я” благое сверхбудущее всего лишь "ещё кажется, / Словно в детстве”.

И вневременное это плохое, вопреки конкретике "Двадцать лет” ("На руинах календаря”, “Да погибнет эра”). И… от плохого какое-то непостижимое удовольствие: "Мля”. Неопределённостью. Это и мат, и что-то иное.

Я обещал поговорить о ницшеанстве. Как раз сейчас – время. Ницшеанец крайне негативен к действительности. Настолько крайне, что считает Зло признаком Этого мира. И потому позитивно относится к смерти. Не из-за, например, христианского упования на царство Божие на небе. Наоборот. Он враг христианства. (Враг его и Берязев, его подсознательный идеал, точнее, хоть сам про себя Берязев думает наоборот. Оно и хорошо, что он так думает. Для искусства хорошо: для подсознательного. То его будоражит и заставляет и заставляет самовыражаться вполне художественно, т.е. противоречиво.) Но Берязев не ницшеанец.

Ницшеанец фактически – за иномирие (апричинность, алогизм, вневремённость), за принципиально недостижимое ни до, ни после смерти. Ницшеанец думает, что он над Добром и Злом. А такого нет. Ценность мига (раз в принципе есть смерть) – сколько-то даёт ницшеанству от достижительности.

Но у Берязева нет ценности мига: "жив, слава Богу… я”. Он словно в вечность попал, как сама неистребимая никакими несчастьями Россия ("русская Мля”). Это уже и материальная достижительность некая – при всей русской, словами либералов, недостижительности ("Наше счастьице карамельное, / То, которое в шалаше”).

То есть Берязев какого-то шага не доступил до ницшеанства*. Хорошо плохое! Или иначе: “Даёшь Потенциал!”. И он есть, Потенциал, и его проявления нет. Как геометрическая сумма идеальности шара с материальностью тела, имеющего бока – в "шаробокая”.

20 апреля 2017 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/483.html#483

*- В очередной раз удивилась вашему пристрастию впихивать свои любимые идеологии, типа ницшеанства, туда, где ими и не пахнет...

- А ведь правда. Надо бы проверить. Взять стихотворение, где побольше православной терминологии, и…

В первом же попавшемся стихотворении (Посланец) много (для меня) неведомого. Отец Александр Новопашин (ему посвящено стихотворение) большой церковный деятель в Новосибирске и области. Как я выяснил, в 1997 году он привозил неопалимый огонь из Иерусалима. Следовательно, потому "Пропустите отца Адександра ко Гробу Господню”. Родительский день – 9-й после Пасхи, когда ходят на могилы родственников. В 1996-м окончилась 1-я Чеченская война. Надцать тысяч убитых солдат. Нет-нет, а ещё убивают кого-то из где-то на границе с фактически независимой Чечней стоящей армии, не смогшей победить. Потому "ненароком” в строке: "Завтра русский солдат ненароком скользнёт в преисподню”. Убинка – большушая деревня в Новосибирской области. Святой Георгий – особый свяой. Он жил после смерти. И таким победил чудовище. То есть провидится в 1997-м году сверхитоговая победа в поражении 1996-го года. То есть славится здешняя, земная неколебимость России никакими поражениями. – Впрочем, не натягиваю ли я желаемое на действительное?

Посланец

 

Пропустите отца Адександра ко Гробу Господню.

Завтра в Убинке горько прольётся Родительский день.

Завтра русский солдат ненароком скользнёт в преисподню,

И на холмах Чечни зацветёт куполами сирень.

Византийская синь упадает на Отчую пашню.

Колокольная даль окликает невольных сирот.

Но пока ещё можно, пока ещё больно и страшно,

Пропустите его в узкий створ заповедных ворот.

Он не вспомнит вам то, что вы крови хотели и казни,

Он простит вам побои и брань, и проклятья вослед.

Бьёт Георгий копьём, над Кремлём разгорается праздник

С чередой Воскресений, с венком сокровенных побед.

Я боюсь промолчать. Я боюсь и обмолвиться всуе.

Я не ведаю всей ужасающей бездны потерь.

Но я знаю ещё, если я перед словом спасую,

Не пройдёт Александр сквозь зажатую злобою дверь.

Каждый должен сказать, поддержать, подкрепить, помолиться.

Он ведь вправду воскрес! Значит можно просить за родню.

Мы с тобой Александр на дороге Иерусалимской.

Послужи, Александр, полнарода горит на корню.

Им вольно не любить. Нам ступить без любови опасно.

Послужи, Александр, там, где в муке измаялся Спас.

...Это пламень выходит из камня на Светлую Пасху.

Это плачет икона златыми слезами за нас.**

Как хотите, а сам факт существования веры в материальную победу материального Георгия Победоносца после его смерти выдаёт немирно воинствующую половину сердца христианства. Что, собственно подтверждается всей историей, причём не только западного христианства, но и восточного, в частности, в России, вроде без войны (после победы над Кучумом) вышедшей к Тихому океану.

Два карты наглядно свидетельствуют.

Я хочу сказать, что по крайней мере у православия – прозелитизм есть подсознательная интенция. Не "нет ни Еллина, ни Иудея” (Кол. 3:11), а есть противопоставление: "Им вольно не любить. Нам ступить без любови опасно”.

Да это сказано словами. То есть, казалось бы, осознаётся. А на самом деле не совсем. И потому – так дипломатично сказано, не "без любови”. Но, представляется, уж точно подсознательным является пауза где-то в середине каждой строки. Разбиение на своих и чужих. А может, и само появление мотива давки в храме Гроба Господня при зажжении неопалимого огня, злобы, мусульман (являющихся хранителями ключа от храма). О. Александр Новопашин представлен более достойным пропуска "в узкий створ заповедных ворот”. Ибо Русь – святая. Ибо Россия в 1997-м – на острие происков исламских экстремистов.

И, поскольку чувствуется подсознательное, постольку тут – произведение неприкладного искусства. А, поскольку тут достижимость – в духе – победительного качества России, постольку тут нет принципиальной недостижительности ницшеанства. Хоть устремление к нему ("Византийская синь”, “Колокольная даль” и авторская победа над "словом”), нематериальному (и тем сходному со своим врагом, христианством) свидетельствует о тяге к нему, любящему смерть ("Убинка”), как и христианство. – Хорошо, когда плохо!

23.04.2017.

**- Какие безвкусные стихи. Но автор будет рад, что ты о нём что-то написал.

- Не исключено, что я замыслился, и меня любимая мысль утянула в неправду.

Вот есть такой Вейдле. Так он считает, что поэтичность – короткодействующая, так сказать. Полярный мне товарищ. Я – за идеал, да ещё и подсознательный. А он, например, - за звукосмысловое родство рядом стоящих слов.

Ну-ка попробуем: найдётся такое хоть одно у Берязева?

Вот "златыми слезами”*** - не то ли самое? Звуковой повтор "зл – сл”. И по смыслу… "Оранжевый – это цвет высоких устремлений” (https://naturalworld.guru/article_tsvet-o-tsvete-nauka-tsveta.htm). Мироточение… Смола представляется светло-коричневой. Чем не золото? Таковы и фотографии икон.

http://www.rusvesna-news.ru/lugansk-nikolaj-chudotvorec-nachal-slezotochit-pered-nachalom-vojny-video/

А "пЛаМеНь – каМНя”? – Тоже, вроде, кроме звукоповторения, есть смысл. Благодатный огонь зажигается в лампадах над Гробом Господним. А тот есть вырубленная в скале гробница с каменным погребальным ложем.

Далее, "ГоРит на КоРню”. Смысл – смерти солдат (молодёжи, которой бы жить ещё и жить) на границе с Чечней и после подписания мира.

"АлексаНДР, полНаРоДа”. – Потребность священника в армии.

"Им воЛьНо Не Любить”. – Им – это чужакам, например, неверующим (ибо для верующих вера и любовь – чуть не синонимы.)

В общем, полно звукосмыслового родства. Так что он и по Вейдле – поэт.

28.04.2017.

***- Ну вот золотые слёзы как раз и есть штамп.

- Я решил проверить. – Как? – Интернет всё знает. Набрал: “золотые слёзы”. И получил. Песня группы “Бивни” “Золотые слёзы”. Группа, правда, образовалась в 2003-м. Есть какая-то книга сестёр Воробей “Золотые слёзы”. Правда, 2006 года. Есть итальянские серьги “Золотые слёзы Клеопатры”. Даты не обнаружил. Есть такой многолетник дицентра. Его семена продают под слоганом “Золотые слёзы”. Есть ещё одна книга с название “Золотые слёзы”, Лори Макбейн. 1998 года издания. Тоже Берязев раньше. Есть что-то для рукоделия с названием “Золотые слёзы”. Но тоже вряд ли давнее и это. Есть обои “Золотые слёзы”. Есть брошь “Золотая слеза” (2012). Опоздала. Золотыми слезами солнца называют янтарь. Есть макияж такой “золотые слёзы”. Наносят возле уголков глаз. 2014 года. Что-то под названием “Золотые слёзы” (2006) есть автора Ходоровского. Какая-то Памелла Дж. Корса написала нечто под названием “Золотые слёзы”. Наконец, “Слово о полку Игореве”: “Тогда изронил Святослав великий слово златое, со слезами смешанное”. Это уж точно до Берязева найдено.

Но, наверно, надо признать: здесь прокол у Берязева.

Теперь "пЛаМеНь – каМНя”. Заезженной считается рифма. Ещё у Пушкина: "Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень”. У Берязева, собственно, внутренняя рифма. Но какая разница?

Ну а "ГоРит на КоРню”? – "Подожженные немецкими авиабомбами, всю ночь горели на корню огромные массивы созревших хлебов” (Шолохов. Они сражались за Родину). Заголовок сегодняшней газеты: “Горит на корню”.

"…воЛьНо Не Любить”? – Полно есть выражений: “любить не волен”. "Но не любить тебя мы не вольны” (Максимилиан Волошин).

Пролетел я с Берязевым, что ли?

2.05.2017.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)