Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Берени. Мохой-Надь. Кашшак. Картины.

Художественный смысл.

Идеал трагического героизма, потом – сверхтрагического.

 

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он в последней глубине души предчувствовал, что у него ничего не получится, и потому так рвал глотку. Это был одновременно и крик надежды, и крик безнадёжности. И его подсознательный идеал настоящего социализма так и не осуществился. Через 11 лет после его смерти наступила реставрация капитализма.

(Настоящим социализмом я называю ежедневно увеличивающуюся самодеятельность за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения самого государства, что означило б наступление коммунизма. Не то, чтоб это Высоцким осознавалось. Тогда он был бы творцом не неприкладного {испытывающего сокровенное} искусства. Тогда он был бы творцом искусства прикладного, усиливающего в общем-то знаемые эмоции, каковыми и являются большинство песен. Я сам долгое время имел такой идеал почти в подсознании, можно сказать. Лишь недавно я случайно услышал, что Ленин не был государственником до Октябрьской революции, чему свидетельством является его книга “Государство и революция”, написанная непосредственно перед революцией. Услышав это я взял – впервые – эту книгу читать. И – диво – так и оказалось. Он писал, что государство при социализме – всё более и более отмирающее государство. Лишь взяв власть, Ленин стал за централизм. А в меня идеал настоящего социализма я не знаю, каким образом проник, и я стал стихийным левым шестидесятником. Вот и в Высоцком он пребывал в подсознании.)

И точно то же было у Р. Берени при очень скоро потерпевшей поражение Венгерской революции 1919 года. Высоцкий – хрипел, чуть не срывая голос и чуть не умирая прямо на сцене. А Берени – смотрите, как искажал натуру.

Берени. К оружию! 1919. Плакат.

Поражением этой революции веет от героического пафоса плаката. И “в лоб” поражение не изображено. Наоборот, такая страсть изображена, что она внушает скорую победу. Та и была – поначалу. Правда, на части территории Венгрии.

А вот когда настало поражение, у эмигрантов-революционеров пафос дошёл до истошности экспрессионизма. Только не обычного – с крайним корёжением натуроподобия ужасностями, а до экспрессионизма необычного – с крайним корёжением натуроподобия прекрасностями.

Ласло Мохой-Надь. Пейзаж с домами. 1919. Доска, масло.

Не про это ль тут:

"Новорожденному обществу придется отказаться от заблуждения, будто отдельные страны должны изготовлять только сельскохозяйственные или промышленные изделия. Оно должно будет полагаться на само себя в деле производства продуктов питания и в добыче многих, если не всех сырьевых материалов. Ему придется найти средства и пути соединить сельское хозяйство с фабричным производством – работы в поле с децентрализованной промышленностью” (Кропоткин. Поля, фабрики и мастерские. https://aitrus.info/node/93).

Лайош Кашшак. Конструктивистская композиция. 1923. Трафаретная печать, бумага.

Что это? Сверхорганизованный завод, в сверхбудущем перейдущий в собственность работающих на нём?

"Л. Кашшак провозглашал идею единства технической цивилизации и искусства… он "освобождал души" во имя "интересов человечества"” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1776-alx1.pdf).

Кашшак. Живописная архитектура. 1923.

Этак удаётся как-то оградить хотя бы происхождение конструктивизма как неприкладного искусства (первосортного, рождённого подсознательным идеалом) от последовавшего вскоре после его рождения опошления этого стиля до искусства прикладного (второсортного) рождённого исключительно в сознании – замыслом.

Это рок какой-то над неприкладным искусством висит: очень трудно художнику удержаться на высочайшем уровне тончайшего выражения ЧЕГО-ТО, словами невыразимого. Скатывается в прикладное или даже в околоискусство довольно скоро.

Смотрите, до чего через 2 года докатился Мохой-Надь.

Мохой-Надь. Телефонные картины. 1922.

""В 1922 г. я заказал по телефону фабрике вывесок пять картин из фарфоровой эмали. Передо мной была таблица красок фабрики, и я набросал свои эскизы на разграфленной бумаге. На другом конце провода у управляющего фабрикой была такая же бумага, расчерченная на квадраты. Под мою диктовку он размещал те или иные цвета в нужных местах”” (https://vk.com/doc114556091_438601679?hash=18661b447e1becc4be).

И ведь тоже идея им двигала (замысел целиком из головы):

"Им владела идея имперсональности и привлечения техники [тут – телефона, и машины для напыление краски на фарфор, и обжига] в качестве инструмента. Художник акцентирует монотонные окрашенные поверхности как плоские и гладкие, насколько возможно, - важна их внечеловеческая техничность” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005b/1776-alx1.pdf).

Или это левизна идеала способна так вырождаться – во внечеловеческое?.. Или это – по принципу “крайности сходятся” – превращение крайне левого в крайне правого. Совсем как германские нацисты были освобождены от морали в обращении с унтермэнчами. Но те хотя бы немцами (принявшими ж нацизм) не прикрывались, обороняясь от Красной Армии. А укронацисты теперь своими же прикрываются… Почему я верю сообщениям об этом? Потому что лично столкнулся с запредельной злобой этой публики.

Схождение крайностей в данном случае психологически понятно. И левые, и правые считают себя солью земли, исключением сравнительно с другими людьми. Сверхлушими. Соответственно другие – хуже. Вот выведенная за всякие пределы лучшесть и доводит до аморальности (с точки зрения обычных людей).

15 марта 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/predvysockii-vengerskoi-revoliucii-1919-g-6230be84fb33b10fa564f65c?&

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)