Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Бенуа. Эскизы к балету “Павильон Армиды”.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Одна из формул стиля модерн.

Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и низкого, Позднее Возрождение – трагический героизм, маньеризм – благое для всех сверхбудущее, Барокко – соединение несоединимого, импрессионизм – хвала абы какой жизни, ницшеанство – метафизическое иномирие.

Идеостиль – не стиль. Стиль безотносителен к тому, что он выражает. Стиль импрессионизма – открытый (несмешиваемый) цвет, смешивание обеспечивается в глазу зрителя путём рядом положенных художником малых мазков открытого цвета.

Стиль модерн – в частности, живым изображает неодушевлённо, а неживым – одушевлённое.

От столкновение таких двух странностей стиля модерн в душе утончённого зрителя рождается катарсис – подсознательное переживание стиля модерн: метафизическое иномирие. Ницшеанство, в которое впадают от крайней скуки стандартизованного мира в индустрии, позитивизма в науке, упорядоченности жизни после эпохи перемен и т.п.

Бенуа. Эскиз гобелена 1-й картины балета “Павильон Армиды”. 1909.

Ницшеанство самого балета доказано тут.

Мистической жутью, почти необходимой ницшеанству, в балете был тот факт, что измена героя своей невесте с когдатошней, мёртвой уже, хозяйкой дома, где он остановился на ночлег по дроге к невесте, была символизирована шарфом, которым хозяйка во сне героя повязала. А проснувшись утром, герой этот шарф обнаружил не на гобелене, рассматриваемом им вечером перед сном, а на себе.

Мы же на эскизе этого гобелена видим каким-то живым всё, кроме лиц: и зелень, и цветы, и постель, и балдахин, и одежды. И даже виньетка вокруг подписи. А лица – какие-то безликие. – Ну чем такое столкновение не образ метафизического иномирия.

Меня можно поймать, что на другом эскизе гобелена на лицах уже видны черты лица.

На это я отвечу, что Бенуа, пока был художником (а он ещё был и искусствоведом), не был учёным. Ему и в качестве искусствоведа черты стиля модерн были ещё невнятны. Он в этом стиле творил по вдохновению, то есть под влиянием подсознательного идеала метафизического иномирия. Формульное мышление для него было не приемлемо. Оно было той же стандартизацией и упорядочивающей и позитивистски всё объясняющей наукой, от которых он “бежал” в неосознаваемое иномирие. Рисовать лица какими-то мёртвыми – было ещё неустановившейся манерой.

Бенуа. Эскиз костюма короля Идраота к балету “Павильон Армиды”. 1909.

Из подсознательного иномирия метафизического трудно ж попасть в сознание адекватно.

28 сентября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/odna-iz-formul-stilia-modern-5f71e961837d8d5323404d03

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)