Беленький. Страна. Художественный смысл

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Беленький. Страна

Художественный смысл

Автора так вдохновляет позитив, что никакой негатив не страшно высказывать.

Максимизирование № 6

Читатели мои уже знают, а новые узнайте, что это за максимизирование. Это заимствованное у Плеханова убеждение, что искусство занимается огромностями.

И рассказ "Страна" (http://www.interlit2001.com/belenky-2.htm) Беленького по такому признаку произведением искусства таки является. И не потому, что в нем речь о целой стране, а потому, что — об авангарде человечества.

Другим критерием художественности для меня является удовлетворение того следствия из психологического принципа художественности по Выготскому, что художественный смысл высказывается не "в лоб".

Беленький и тут угодил. Он лишь два раза намекнул на авангард человечества. И оба раза — закамуфлировал. А вообще — я не поленился и подсчитал, — у него в 132-строчном рассказе негатив по отношению к своей стране дан в 72-х строчках, позитив — в 53-х и нейтральных строк 7.

Я не начетчик. Просто захотелось понять, почему мне, еврею по свидетельству о рождении, ощущающему себя русским, стало завидно Беленькому, тоже еврею, так безоглядно в своем рассказе хающему свой Израиль. И вспомнив про нецитируемость художественного смысла, я понял, что мне завидно, что у всех-всех жителей Израиля, как бы ни ненавидели они друг друга, есть общая национальная идея, да еще и глобальная по масштабу, а у России, которая тысячи лет не жила без глобальной национальной идеи, теперь таковой нет, и она, потому наверно, гибнет.

Что за намеки "в лоб" выдал Беленький?

Один — "В нашей маленькой великой стране, Которую мы называем родиной". Потому, мол, великая, что родина (историческая родина, конечно, потому что автор явный репатриант из СССР или с территорий им занимавшихся не так давно). Но человечеству эта маленькая страна, все знают, дала когда-то монотеизм и христианство, а евреям — чувство богоизбранности, что у нерелигиозных, о чем тоже, возможно, все знают, это выродилось в не менее великое убеждение, что евреи умнее всех. А это — пока существует гомо сапиенс (разумный) и пока он не переродился во что-то другое — предполагать позволяет какую-то глобальную роль в человечестве.

Другой намек "в лоб" — последняя строчка рассказа: "Это — глубоко провинциальная страна, мнящая себя пупом земли". Назвать пупом земли это, конечно, шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. И доля эта очень заметна. А будучи помещена в конец произведения, увеличивается многократно.

И все-таки это только намеки. А помимо них здесь идет дразнение чувств: то страна хвалится, то порицается. Это выражено даже в заголовках двух частей: "Израиль плюс" и "Израиль минус". Но так как порицания изрядно больше, то чувствуется, что автора так вдохновляет позитив, что никакой негатив не страшно высказывать.

Это как в XIX веке, когда маятник истории для России пошел вниз, Достоевский, уверенный в богоизбранности русского народа, имел мужество открыть, что он — самый худший народ:

 

"Оказывается, Христос — вовсе не единственный путь спасения, не единственная возможность превратить пузырек, наполненный тщетой, — в Человека. Это единственная надежда на спасение только для тех, кто не способен спасти себя сам.

Если стать на эту точку зрения, получается, что русский народ — народ-богоносец не потому, что он лучше других народов, а потому, что — хуже. У него просто нет другого выхода. Ему только и остается, что быть богоносцем. Ведь само существование этой нелепой, никчемной варварской страны только тем и может быть оправдано, что вот отсюда, из этого мрака, смрада и запустения, явится Тот, кому будет дано спасти весь мир, все потерянное и заблудшее человечество".

(Бенедикт Сарнов. Пришествие капитана Лебядкина (Случай Зощенко). М., 1993. С. 303).

 

Теперь исторический маятник России опять идет вниз, и без национальной идеи запахло совершенным концом. Ну как не позавидовать Беленькому, так безоглядно и справедливо высмеивающему Израиль?

 

Эти мои заметки, конечно, открывают незапертую дверь. Нехудожественное произведение не было б пропущено на конкурс. Ясно. Но мне хотелось лишний раз продемонстрировать верность теории Выготского, которая далеко не общепризнана и которую практически не использует, как мне видится, никто из критиков.

21 марта 2005 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.interlit2001.com/kr-volozhin-9.htm

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)