Русская классическая литература. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Русская классическая литература.

Художественный смысл.

Очень разный и не такой, какой учат в школе.

 

Плюю против ветра

Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в библиотеку. Там мне всегда оказывают любезность и ищут по листку книги. Нашёлся Павел Басинский, но другая книга – “Полуденный бес”. Что делать? Я взял её. Стал читать – безнадёжно, что тут будет ЧТО-ТО, словами невыразимое. Страсть, как трудно стало найти книгу с таким ЧТО-ТО. Единственный интерес – я, только прочтя пять подглав, понял, что он пишет образами большого словесного объёма. Вот в начале – объективно, вне текста, предреволюционное время. Должно быть напряжение в воздухе. Оно и есть. Но – субъективно? – не имеющее отношение к предреволюционности. Сталкиваются влечение народа к высокому (к отпущению грехов Иоанном Кронштадтским) и влечение Нади, из верхов, к низкому (она сексуально не удовлетворена старым мужем и отдаётся случайному человеку своего уровня). Я удивился такому противостоянию Басинского, например, “Хождению по мукам” Ал. Толстого и спросил поисковик, что подписывал Павел Басинский. Оказалось – добавление к “Заявлению Ученого совета филфака МГУ имени М. В. Ломоносова о разгроме российского образования” (2017).

Открыл его, стал читать и ужаснулся:

"Стремление власти окончательно уничтожить “советскую” составляющую “постсоветского” образования, в случае с русской классической литературой — резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей…” (http://konoplev.net/index.php?newsid=1832).

А какие были ценности в составляющей “советской” да и собственно в ней, игнорирующей художественность по Выготскому, то есть наличие следов подсознательного идеала, - в “советской”, игнорирующей расшифровывание этих следов? То есть, игнорирующие, что реалистом Пушкин был довольно короткое время, что Лермонтов зачастую писал стихи не художественные, а публицистические, что Некрасов это делал ещё чаще, что Тургенев, Чехов, Бунин были ницшеанцы, а Достоевский маньерист, а не реалисты, что Горький, кроме раннего, вряд ли вообще художник.

Ещё я ухмыльнулся:

"…активная дискредитация сложившейся в СССР системы… “форматирование” общественного мнения, сопровождавшееся рядом демагогических подтасовок (например: сочинение, как выпускное, так и вступительное, принадлежит к числу наиболее “коррупционноемких” видов экзаменов” (Там же).

Моя мама узнала темы сочинений на вступительных экзаменах в институт, от подруги, заплатившей за это знание. И я пошёл в библиотеку и подготовился по одной из тем – о революции в Литве в 1940 году.

"Ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования” (Там же).

Будто оно было на высоте в советское время, когда ни один учёный, критик или методист преподавания литературы в школе не принял для практического применения художественность по Выготскому.

23 февраля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/pliuiu-protiv-vetra-6216275b8cf4fa4ac49c3141?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)