Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Бабель. Одесские рассказы.

Художественный смысл.

Ведь художественный смысл нецитруем!

 

Поплакать в жилетку.

Хочется поплакать в жилетку. Это я читаю разбор “Одесских рассказов” Бабеля в http://alyulka.livejournal.com/181315.html.

Автор очень опирается на текст, что должно б мне нравиться. Но он не видит глубже текста.

Странно, что он вообще зажёгся писать разбор.

Нет, я понимаю: его задело замечание моего любимого Гуковского, что рассказы "сюжетно... не вполне циклизованы”. Его обидела глупость какого-то Накамуры, что "нельзя найти никакую ценность внутри нуля”. Он взялся "обнаружить “смысл” как раз внутри мира бабелевских произведений, понимая цикл как не случайно развертывающееся”.

А ведь художественный смысл нецитруем! Вот мне и хочется, поплакать.

Я спросил какой-то заграничный поисковик: “художественный смысл произведений бабеля”. Тот на первых двух позициях в списке выдал мои разборы. Они там стоят на первых позициях, наверно, уже много лет… Ну пусть только через 4 года после моих помещён огорчивший меня опус… Но со времени этого помещения прошло уже 7 лет. А до поместившего мои статьи так и не дошли. (Дошли б – он устыдился бы помещённого и стёр.) Или хватит того, что сам автор, филолог, профессор Иван Есаулов, устыдился эту статью помещать в Интернет (если устыдился)? Или не хватит?

Ибо до кого вообще доходит моя идея-фикс, что художественный смысл нецитируем?.. – Я боюсь, что мало до кого. Хоть мой сайт ежедневно посещают несколько сот человек.

Автор изо всех сил ломится в открытые ворота: доказывает, какие они плохие, герои Бабеля, вплоть до рассказчика (который не есть автор, надо заметить). И автору в голову не приходит, ЗАЧЕМ это Бабелю понадобилось? И откуда у Бабеля такой восторг писательский?

Хотя… Он 1960 года рождения. На поколение меня младше. Этим трудно представить тот энтузиазм миллионов в 20-30-е годы от веры, что мы – впереди планеты всей и вот-вот построим социализм, а там – и коммунизм.

Может, верю, кому-то показаться странным, что я, родившийся в самый страшный год, в 1938-й, и нисколечки не заставший тот энтузиазм и веру, всё же оказался способным вживаться в настроение большинства тогдашних людей.

Но, читатель, подумайте сами, если вжиться, то так трудно разве догадаться, ЗАЧЕМ Бабелю понадобились самые страшные евреи в “Одесских рассказах” (и самые страшные красные казаки в “Конармии”)? И почему у Бабеля так и брызжет счастье в его прозе этой?

Люди с художественным чутьём – чуют: большие художники всегда через наоборот выражают себя. А среди гуманитариев часты люди без художественного чутья.

Или всё-таки срабатывает инерция неприятия такой неожиданной новизны, что художественный смысл – нецитируем?

Сколько ж мне надо прожить на свете, чтоб свалить эту стену неприятия? (Впечатление, что я единственный её пытаюсь разрушить.)

Я не стал дочитывать статью Есаулова до конца…

8 ноября 2015 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/324.html#324

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)