Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Аполлоний. Бельведерский торс

Художественный смысл

Иномирие.

 

Я опускаюсь?

Я опускаюсь до того, с чего я начинал. В отрочестве. Нечто прочитав. Я должен был поделиться с пацанами. А зачитывался я шпионскими романами. “Тайна профессора Бураго”… Аж в читальню записался для этого. Продолжения этого романа печатали в газетах военного времени. Библиотека же была в ранге республиканской. Такие газеты в ней были. И я потом рассказывал пацанам, а они самозабвенно слушали.

Много-много позже, самообразовавшись и возмутившись искусствоведами, всё больше мутившими, а не приобщавшими к искусству, я стал писать сам. Стараясь быть предельно конкретным и понятным. И, главное, оригинальным.

А сейчас вот срываюсь в пересказ?

Меня не устраивает противоречие, которое мне мерещится в разных местах “Истории искусства древности” Винкельмана.

1.

"Красота богов, достигших зрелого возраста, обозначается соединением мужской мощи и жизнерадостности, свойственной юности, которая выражается здесь отсутствием нервов и сухожилий, незаметных на теле в пору расцвета. Но в этом отражается и умеренность богов, не испытывающих нужды в определенных частях тела [рельефных мышцах], необходимых нам для его питания, и это может служить объяснением словам Эпикура о природе богов, у которых, как он полагал, не тело, но лишь его подобие, и не кровь, но лишь ее подобие; Цицерон находил это суждение темным и непонятным. Наличие или отсутствие этих частей тела позволяет нам отличать Геркулеса, который должен был бороться с чудовищами и насильниками и еще не достиг цели своих трудов, от Геркулеса, очищенного огнем и возвысившегося до наслаждения блаженством олимпийцев. Облик первого воплощен в Геркулесе Фарнезском, второго — в изуродованном обломке фигуры Геркулеса в Бельведере”.

Лисипп. Геркулес Фарнезский. IV в. до н.э.

Аполлоний. Бельведерский торс. I в. до н.э.

Правда, правая стопа этого Геркулеса вызывает подозрение, что она не божественна: очень уж видны там два-три сухожилия, а больше на этой репродукции ничего перенапряжённого нету.

Дело в том, что: "Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдала за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Их дети: Алексиарес и Аникет — близнецы, младшие боги, стражи Олимпа” (https://to-name.ru/mifologia/heracles.htm).

И Винкельман усилил мысль:

"То же самое обнаруживается даже в статуе так называемого “Кулачного бойца” работы Агасия Эфесского на Вилле Боргезе, лицо которого, очевидно, воплощает облик определенного человека, но пилообразные мускулы на боках даны рельефнее остальных и более подвижны и эластичны, нежели в природе. Еще отчетливее обнаруживается это в

изображении тех же самых мускулов у Лаокоона, представляющего собой натуру, возвышенную до уровня идеала, что явствует из сравнения его с фигурами обожествленных героев и богов, например с Геркулесом и Аполлоном, находящимися в Бельведере. Игра этих мускулов доведена в фигуре Лаокоона до пределов возможного: они подобны холмам, тесно примыкающим друг к другу, выражая благодаря этому величайшее напряжение сил в страдании и борьбе. В торсе обожествленного Геркулеса те же мускулы отличаются высокой идеальной формой и красотой; они напоминают волны спокойного моря, мягко вздымающиеся и опускающиеся в плавном чередовании”.

Агасий Эфесский. Кулачный боец. Iв. до н.э.

Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон и его сыновья. Около 50 г. до н.э. Фрагмент.

Жила на правой ляжке у Агасия и левом плече Лаокоона подтверждают мысль Винкельмана.

2.

Но вот, что он в другом месте пишет о Геркулесе, взятом на небо:

"Поэты умолкли, едва лишь герой был принят в сонм богов и сочетался браком с богиней вечной юности, — художник же показывает его нам в облике божества и словно бы с бессмертным телом, которое, тем не менее, исполнено силы и способно с легкостью свершать все великие подвиги, выпавшие ему на долю…”.

По мышцам я не вижу отличия божественного Геркулеса от человека Лаокоона.

"…видели они когда-нибудь бок, который мог бы сравниться с левым боком торса? Действие и противодействие его мускулов поразительным образом уравновешены мудрым соотношением между изменчивым движением и стремительной силой, благодаря чему тело оказывается способным совершить все, что оно ни пожелало бы”.

А чего героического желать, если ты уже на небе?

А описание бёдер бога как-то тоже не отличает Геркулеса от человеческой ипостаси:

"А какие представления порождают в то же время бедра, крепость которых свидетельствует о том, что герою ни разу не довелось ни дрогнуть, ни согнуться!

В это мгновение дух мой облетает отдаленнейшие страны света, по которым проходил Геркулес: созерцание бедер с их неиссякаемой мощью и лишь божеству присущей длиной, пронесших героя сквозь сотни земель и народов к бессмертию, уводит меня к пределам его многотрудных скитаний, к монументам и столпам, где покоилась его

пята. Я начинаю размышлять об этих дальних походах…”.

Что-то не сходится.

"Его бедра и сохранившееся колено дают мне возможность представить ноги, никогда не знавшие усталости, преследовавшие и настигшие медноногого оленя.

Но тайна искусства приводит мой дух через все подвиги, порожденные силой Геркулеса, к совершенству его души, ибо в этом обломке ей воздвигнут такой памятник, какого не смог создать ни один из поэтов, воспевающих мощь его рук: художник превзошел их. Его образ героя не оставляет места для мысли о жестокости или распущенности. В тихом спокойствии тела проявляется сосредоточенный, великий дух; пред нами предстает муж, который из любви к справедливости подвергал себя величайшим превратностям судьбы и даровал странам безопасность, а их обитателям — мир”.

Раз я обнаружил несходимость, то подчёркнутое мне представляется натяжкой, сделанной классицистом Винкельманом во имя идеи Добра и Просвещения.

И во что я могу конвертировать своё недоверие?

В то, что и на небе Геркулес, вопреки мифу, не обрёл покоя и всегда готов драться. С Этим плохим-преплохим миром. И это скучно. И хочется удрать вообще в иномирие. То есть ницшеанец этот Аполлоний.

Подтвердилась мысль, что аналогом истории неприкладного искусства (выражающего подсознательный идеал автора и обращающегося к подсознанию восприемников) есть пунктир с редкими чёрточками и длинными пустотами между ними, аналогами произведениям искусства прикладного (в нашем случае учащего Добру, обращённого от сознания автора к сознанию восприемников).

1 мая 2020 г.

Натания. Израиль.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)