Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Апачев, Фрей. Пливе кача. Пливе кача по Тисинi.

Художественный смысл.

Барокко и ницшеанство.

 

Брезжит

Меня часто ругают нечуткие люди, что я плохо владею русским языком. А чуткие понимают, что я себе ставлю почти непосильную задачу: выразить невыразимое, что есть процесс, параллельный с выражением невыразимого автором произведения искусства, к которому я приобщился незадолго до своей попытки выразить то же, что и он. Он что-то лепетал на свой лад, а я, подумавший, что постиг этот лепет, лепечу то же, мол, на свой лад. И делаю это в надежде, что мой лепет будет более внятен для широкой публики. Ну, не той, разумеется, её части, которая ругает меня за плохое владение русским языком.

Лепет пойдёт о словесной части музыкального видео клипа “Пливе кача” Акима Апачева и Дарьи Фрей.

Перед цитированием текста, которое я не планирую анализировать, я выдам синтез из этого неосуществлённого в словах анализа. Ибо я не знаю, - по крайней мере, в эту секунду, - почему у меня второе (явное) родилось из первого (неявного).

Итак.

Человечеству (homo sapiens sapiens) как таковому около 100 тысяч лет. Оно появилось где-то в Кении. И часть его из Африки ушла через сколько-то десятков тысяч лет. Ушла через Баб-эль-Мандебский пролив на Аравийский полуостров и дальше через Ормузский пролив в Иран и Индию и дальше всё по берегу Индийского океана до Индокитая и в Китай. И где-то около 75 тыс. лет назад в Индонезии, на острове Суматра рванул страшнейший вулкан Тоба. Все люди западнее его вплоть до Африки. Выжила маленькая группа в Китае.

И из неё-то и произошло всё неафриканское человечество. И, наверно, тогда родилась глубокая мысль, аналогичная словам, что люди хранимы богом. Он на них хоть иногда и серчает и убивает, но не всех напрочь. И даёт людям возродиться. Вновь и вновь.

Вот подобное настроение я нахожу в клипе “Пливе кача”. Катастрофа – это вспышка нацизма на Украине. Она грозила уничтожением донбассцев как таковых. И те бешено огрызались, с февраля 1922 года – с помошью России. И в Мариуполе нацисты были морально готовы всех местных жителей уничтожить, используя их щитом при обстрелах. И местные, и наступающие на нацистов были в крайности чувств от такой тактики боя. А был КТО-ТО, кто смотрел на всё это философски, имея в виду, что на свете так как-то устроено, что все – не погибают. И вот песня колеблется от такой вот философской отстранённости к крайности чувств и обратно.

Я при цитировании философскую часть дам прямым жирным шрифтом, а вспыльчивую – косым жирным шрифтом.

Кача – утка.

Немовлято – младенец.

Руш – иди.

Выроком – приговором.

Полум'ї – пламени.

Загарматило – зашумело.

Мороком – мраком.

Травень – май.

*

 

Пливе кача, дівки хороводять

В Азовсталі демонів хоронять

Серед степу палахала хата

Богоматір родить немовлято

.

Хто там старший серед полонених?

Руш попереду руки за голову

Розгорнися, сiдай, дозволено

Є розмова с холоду в полум'я

.

Вісім років минуло вироком

Що тепер мені скажеш Іроде?

Де ховати вас всіх могилами?

Шо робитимуть ваші сироти?

.

Я стояв тут, стою тут i досі я

Як тобi ця нова Новоросія?

Я не просив до вашого острову

Ти мене винудив пострiлом

.

В цьому полум'ї втратили розуму

Як тобі ці палаючi посліди?

Окривавлені досвідом

Чи ти встиг помолитися Господу?

.

Пливе кача, дівки хороводять

В Азовсталі демонів хоронять

Серед степу палахала хата

Богоматір родить немовлято

.

Понад морем сонце за хмарами

Чуєш ZOV - загарматило мороком

То калібри летять примарами

Лікарями українства хворого

.

Врачувати іде Україною

Чумний доктор зі своми рекрутами

В Азовсталі червоно калиною

Знову травень кровить Маріуполем

.

Моє місто Марії зі звичкою

Зустрічає Георгівськой стрiчкою

Богоматір зі свічкою

Дочекалася сина у відчаї

.

Роскажи тому ляху про москаля

Передай йому кожне слово

Це мій дім, це мій Крим, це моя земля

Я також забираю мову

.

Пливе кача, дівки хороводять

В Азовсталі демонів хоронять

Серед степу палахала хата

Богоматір родить немовлято

.

Пливе кача, дівки хороводять

В Азовсталі демонів хоронять

Серед степу палахала хата

Богоматір родить немовлято

2022

Интересно, что философский уклон взят у народной песни лемков “Пливе кача по Тисині" (речка такая в Закарпатье). Причём я выбрал для ссылки то исполнение, где нет в середине песни интонационной героизации погибшего парня. Тогда как песня эта была избрана в качестве реквиема по “небесной сотне” (кто из восставших был убит на Майдане в 20-х числах февраля 2014 года, убит, в частности, и своими, чтоб побольше стало ненависти при смене власти переворотом). Интонация героизации, конечно, лучше годится нацистам. Но я на неё не сослался, ибо нечего провокацию героизировать. А вот в варианте сплошь скучном контрастно противопоставляется песня лемков как выражение пессимистического философского ницшеанства, крайне разочарованного бессмысленностью, получается, жизни как такой. Зачем жил, если умер, и – ничего: что жил, что не жил. – Это (над Добром и Злом) ближе к теперешней западной цивилизации, обуянной сатанизмом (хорошо, что Зло сильнее Добра).

 

Гей, пливе кача по Тисині,

Пливе кача по Тисині.

Мамко ж моя, не лай мені,

Мамко ж моя, не лай мені.

.

Гей, залаєш ми в злу годину,

Залаєш ми в злу годину.

Сам не знаю де погину,

Сам не знаю де погину.

.

Гей, погину я в чужім краю,

Погину я в чужім краю.

Хто ж ми буде брати яму?

Хто ж ми буде брати яму?

.

Гей, виберут ми чужі люди,

Виберут ми чужі люди.

Ци не жаль ти, мамко, буде?

Ци не жаль ти, мамко, буде?

.

Гей, якби ж мені, синку, не жаль?

Якби ж мені, синку, не жаль?

Ти ж на моїм серцю лежав,

Ти ж на моїм серцю лежав.

.

Гей, пливе кача по Тисині,

Пливе кача в по Тисині.

23 декабря 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y6W2_P9tvh49eSBh

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)