Искусство Древних Греции и Рима. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Искусство Древних Греции и Рима.

Художественный смысл.

Ницшеанство и подражание ницшеанству.

 

Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю

Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего.

Вот, что толкнуло мою смутную мысль:

"…картину мы наблюдаем в Италии в эпоху Возрождения. Ее политическая роль в тогдашней Европе была крайне малозначащей. Расчлененная на ряд небольших деспотий и республик, государственное устройство которых было неустойчивым и которые постоянно вели ожесточенные гражданские войны, возникавшие из узко местных интересов, Италия принимала лишь незначительное участие в больших вопросах мировой политики, волновавших северные государства. Ведь средневековье также имело свои “империалистические” проблемы, но состояли они — в соответствии с общим характером эпохи — не в борьбе наций между собой за преобладание, а в соперничестве между двумя идеологическими системами, между империей и папством. Ни одна страна не была затронута этим соперничеством до такой степени, не была взбудоражена им до последней общины включительно и так не страдала от него, как Италия; и когда соперничество это разрешилось и интерес к нему у ведущих мыслителей эпохи иссяк, то Италия словно бы сошла с арены политических событий и осталась пестрым скопищем коммунальных образований, в которых и экономический уклад по сравнению с феодальным Севером обладал мелкобуржуазным характером” (М. Дворжак. https://pdf.11klasov.net/11980-istorija-italjanskogo-iskusstva-v-jepohu-vozrozhdenija-v-2-tomah-dvorzhak-m.html).

А сама смутная мысль моя в том, что подсознательные идеалы, превращающиеся друг в друга во времени, вдохновляющие художников, рождаются в малых коллективах. Как это случилось с возникновением и самого искусства (и, синхронно, самого человека). И при том рождении сознания было мало, а подсознательного много. Вот оно и было преимущественно неприкладное (вдохновляемое подсознательным идеалом, что МЫ – люди, а ОНИ – нелюди).

И по мере расширения сознанием своих “территорий” в мозгу, в культуре стало количественно перевешивать прикладное искусство (что от сознания) над неприкладным. Всякое воспевание организации, старейшин и богов отошло к продуктам, инициированным сознанием. И история неприкладного (высшего и естественного) искусства превратилась в пунктир с очень редкими чёрточками.

Вот на излёте средневековья с его от ума высокими заботами о первенстве императора или папы и обеспечили побочность, - с точки зрения примата прикладного искусства, - искусства мелких коллективов, сосредоточенных в раздробленной Италии. А в мелких коллективах вероятнее вырастает как раз неприкладное искусство. Как в мелких коллективах полисов Древней Греции.

- А как с катакомбным искусством первых христиан? Там же тоже были мелкие коллективы…

- Наверно, их суперреволюционые относительно античности образы того света тоже родились от подсознательного идеала. Художники-то были неграмотными. Проповедь-то они слышали. Но переводу духа новой религии в изображение способствовало, может, неотрефлексированное усвоение новой веры сознанием.

Вот тут психическая и физическая бессвязность изображения похороненных наречена, - и наречена довольно естественным образом, - образом связи изображённых с высшими духовными силами.

И вдруг это была очень и очень большая неожиданность образа? Что требует вмешательства аж подсознательного идеала, чтоб такую неожиданность породить…

Христос за одно только почти в сослагательном наклонении приятие того света одним из вместе с Ним казнимых разбойников, - за одно это приятие разбойника того к себе приблизил:

"41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лука 23).

Верь – и будешь с Христом на том свете. А похороненные (и, вот, изображённые) верили. Так где они? – С Христом. Значит, не в психическом и физическом контакте с погребёнными в этом же склепе и, вот, с тоже изображёнными людьми.

Естественна или неожиданна для других верующих земная бессвязность на изображении?

Пожалуй, всё-таки естественна.

То есть малость коллектива не обеспечивает подсознательности, раз так подробно сознанием разработано понятие о Боге и загробной жизни.

А вот отличие уклада жизни итальянских городов "мелкобуржуазным характером” от жизни испанцев, французов и жителей с 1378 года Священной Римской империи итальянцами не осознавалось. Идеалы такой жизни вполне смогли оказаться подсознательными у художников.

Тем самым я оспорил Черноиваненко, утвердившего, что среди других эпох (религиозно-риторической и светско-риторической) художественной эпоха стала только начиная с романтизма (философски – солипсизма, а гражданский романтизм был вполне прикладным искусством).

Правда, романтики-солипсисты тоже были поначалу притесняемым меньшинством… Так что и тогда учащённая художественность была связана с небольшими коллективами.

Остаётся только с греческими полисами разобраться.

Там главным ужасом была возможность попасть в рабство.

"Рабство не щадило никого; под его уравнивающую власть одинаково попадали и люди самого низкого происхождения и те, чьи головы были увенчаны царскими коронами” (http://www.sno.pro1.ru/lib/vallon_istoriya_rabstva/1.htm).

Да что там! И богов не миновала участь попадания в рабство:

"Сами боги — для утешения людей — попадали под его власть. Клитемнестра у Эсхила напоминает Кассандре о рабстве Геракла, и поэт Паниасис в своем эпосе (“Деяния Геракла”) пел об этих испытаниях обитателей Олимпа:

Жребий такой перенесть пришлось некогда также Деметре,

Был ведь рабом и Гефест, могучий своими руками,

Был и владыка морей Посейдон, сребролукому также

Фебу было оно суждено, у смертного мужа

В рабстве провесть целый год, даже грозный Арес подчинился

Воле отца неизбежной.” (Там же).

Рабство в Древней Греции, расположенной в горах, на островах и в умеренном климате, было не таким страшным, как южнее в Азии и Африке, где ирригация требовала огромного числа рабов.

Но всё равно это был ужас.

А наличие ужаса делает мыслимым бегство художника. Бегство из действительности в переживаемое как подсознательный идеал метафизическое иномирие. И им стала красота, в реальном мире несуществующая (потом примеры красоты обсчитали тогдашние учёные, которых стали называть основоположниками эстетики). И так целая эпоха, минимум пол античности, стала полосой, когда чаще обычного появлялись художественные произведения (рождённые подсознательным идеалом).

И из-за повторяемости подсознательных идеалов в веках тип идеала этой половины античности можно назвать ницшеанством, хоть Ницше родился через тысячи лет позже.

Римская часть античности из-за того, что там не имела места малочисленность коллектива, наверно, вдохновлялась уже чаще не подсознательным идеалом, а чем-то осознаваемым.

15 апреля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/prishla-v-golovu-smutnaia-mysl-i-ia-ee-dumaiu-62597457febd3e63f95aaf52?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)