С. Воложин

Аникиево Евангелие. Евангелист Марк.

Математический смысл.

Троичность Бога, мол, объективно доказана возможностью сложнейшего математического построения на значимых элементах иконы.

 

Зачем на весу правая нога Евангелиста Марка

Проверяем, не врёт ли искусствовед.

Аникиево Евангелие. Евангелист Марк.

Гиматий – у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.

"Если из его [гиматия] нижней точки построить угол по краям складок, то его правая сторона проходит как раз по линии приподнятого носка и совпадает с боковой гранью пюпитра" (Суслова).

Это красная линия – справа.

"Если обе линии угла довести до белой фестончатой границы миниатюры справа и слева…” (Там же).

Это жёлтая линия – слева.

"…и преломить навстречу друг другу [салатовая линия], то получается треугольник — равносторонний”.

"Этот треугольник имеет особые свойства: его биссектрисы, высоты и медианы пересекаются в самом центре раскрытой книги”.

"Из этой точки можно построить окружность, которая касается всех уголков книги и как бы очерчивает запястье руки евангелиста”.

"Из центра окружности одинарным, двойным, тройным и пятикратным радиусом строится спираль Золотого сечения, которая замыкается в круг. Получившаяся окружность касается двух углов равностороннего треугольника”.

Похоже, искусствовед не врёт. Можно дальше не проверять. Там дальше шарики за ролики в мозгу могут закатиться.

"Все геометрические построения связаны между собой не только математическими соответствиями, но и объединены неслучайным положением и рисунком стопы”.

И этим не кончается. И то же с другими евангелистами. И я стал даже читать по диагонали этот текст. А потом и просто пропускать.

К чему это всё?

"Для христианского миропонимания троичная символика чисел при построении спирали Золотого сечения (спирали Фибоначчи, “кривой жизни”) могла быть знаковым доказательством Божественного замысла мироустройства и отражением догмата о Троице либо означать творящее Божественное начало — Ипостась Святого Духа. Правильный треугольник мог быть символом Триединства Бога. Задача о трисекции угла могла трактоваться как свидетельство учения о трех Лицах Единого Бога. Символика квадрата и круга могла прочитываться как земное (квадрат) и небесное (круг), а настойчивое стремление обозначить квадратуру круга могло быть указанием на равенство Божественной и человеческой природы Спасителя”.

Как бы помешаны люди на иллюстрациях верности своей веры. – Отчего это? От боязни потерять веру, раз в жизни всё идёт не по религиозному? И что: не доходит, что это не доказательства, а натяжки?

Мне помнится, что я чем-то похожим занимался в младших классах. Я был одержим стремлением получать пятёрки. Мама мне внушила, что, так как мы без папы и нам очень трудно жить, то я должен хорошо учиться, чтоб вырасти и смочь заменить маму. И я всё гадал на номерах машин, делится сумма цифр на 5, а если не делится, то какое другое действие можно придумать с этими цифрами, чтоб всё-таки делилось.

То есть, похоже, что такая сугубо осознаваемая иллюстративная деятельность выводит эти произведения вообще за пределы искусства. Это ж не органическая целостность, когда неисчислимо (ибо обеспечивается подсознанием) число элементов "говорящих" одно и то же. Математических же примеров очень ограниченное число. Что там? Спираль Фибоначчи, квадратура круга…

Можно предположить, что такое занудство губило непосредственное чувство иконописцев. Художник (боговдохновенное, я его называю подсознательным идеалом) в иконописце тяготится сложной математикой. (О простой: эквидистантности, симметрии, - не говорю.) И взбудораженный раздраем на Руси после смерти Василия I, т.е. с подсознательным идеалом единства на земле русской, а не в Троице, Андрей Рублёв не мог себя заставить вставить в свою икону такую сложность, как спираль Фибоначчи.

Поэтому я опять берусь проверять Суслову в другой её работе, о спирали Фибоначчи в “Троице” Рублёва.

"При всем обилии исследований, одна деталь на этой иконе не описывается и не осмысляется даже в самых значительных работах. Речь идет о круглой, выпуклой точке на поверхности чаши, у ее основания [не ножки]. Чаша, о символике которой сказано всеми исследователями как о прообразе евхаристической жертвы, выполнена крайне лаконично, без всяких украшений (в отличие от многочисленных резных, расписных и с драгоценными украшениями чаш предыдущих и последующих эпох). Но странная круглая точка на ее боку должна иметь объяснение своего присутствия”.

"Из этой точки мы можем нарисовать квадрат со стороной, равной высоте от точки до верха стола”.

"Если мы пририсуем половину ширины квадрата справа, то кисть правого Ангела окажется в центре узкого прямоугольника [со скрипом можно согласиться], а сам этот прямоугольник при разделении его пополам становится началом чрезвычайно сложной и красивой последовательности, известной как числовой ряд Фибоначчи [0,1,1,2,3,5,8, третий член ряда равен сумме двух перед ним (0+1=1, 1+1=2, 1+2=3 и т.д.), и это напоминает Троицу, ибо три соседние члена ряда не случайно рядом положены, а связаны законом]".

"Если продолжить построение в соответствии с вышеуказанным принципом, мы получаем квадраты, сторона каждого из которых равна сумме сторон двух предыдущих. И здесь мы обнаруживаем очень красивые совпадения: самый большой квадрат правой стороной совпадает с одной из граней передней ножки седалища [Опять со скрипом можно согласиться], а нижняя его сторона совпадает с нижней гранью правого подножия. Эти совпадения столь разительны, что случайными вряд ли могут быть”.

У неё выглядит так.

Но нельзя согласиться, что это не случайно. Потому что никакого смысла в грани передней ножки нет. Как и в нижней грани правого подножия – тоже. К стопе евангелиста Марка хоть много чего математического оказалось привязано: и равносторонний треугольник (намёк на Троицу), построение которого я проследил, и не прослеженное кое-что: "Боковая правая сторона этого квадрата совпадает со стороной первоначального треугольника под ногой евангелиста. Получившийся квадрат <…> нижним углом тоже касается окружности прямо под носком (большим пальцем) правой ноги”, “…нижняя левая сторона квадрата [другого уже] касается пятки той самой висящей в воздухе стопы. Таким образом, пятка ноги стоит на квадрате равной площади, носок стоит на линии равностороннего треугольника, большой палец ноги приходится на угол квадрата с равным для окружности периметром, а сама окружность проходит через средний палец ноги. Все геометрические построения связаны между собой не только математическими соответствиями, но и объединены неслучайным положением и рисунком стопы”.

При такой множественности очевидно, что сперва рисовальщик наметил всю математику, что вокруг стопы, а потом вписал сюжет с Марком, указывающим на что-то в книге.

А в случае с “Троицей” Рублёв поступил без всякого сложного математического расчёта. Сама точка у основания чаши – случайное сгущение краски, на которое автор не обратил внимания, потому что она ничего не значит, как и грань ножки, как и край подножия, которые надо, мол, соединить друг с другом спиралью из фибоначчиевых квадратов. – Притянуто это у искусствоведа многозначительности ради.

(Я пишу, проверяю одновременно и не дочитываю Суслову до конца, потому не знаю, чем она станет отбиваться от моего наскока. Отобьётся, я унывать не стану – я ж за истину.)

А она отбивается.

"Достраивая самый большой квадрат, мы можем нарисовать эту спираль. Начало спирали находится точно под правой рукой Правого Ангела”.

Вообще-то не точно, если посмотреть на 2 картинки выше, а из мякоти между большим и указательным пальцами. Чтоб было точно, надо всё построение из квадратов переместить чуть левее и ниже,

как показано красными линиями. То есть значение точки на чаше исчезает. Она становится не нужна. И сама спираль, где б она ни начиналась, ни на что значительное не указывает. Точно такую же спираль мыслимо простроить начинающейся между указательным и средним пальцем Центрального Ангела. Это было б весомее – Он всё же Центральный. Поэтому лишено смысла дальнейшее усиление мотивации Сусловой.

"Половина исследователей иконы “Троица” называют символом Бога-Отца Центрального Ангела, столько же склонны видеть символ Бога-Отца в Левом Ангеле. Но никто из исследователей не указывал на Правого Ангела как возможный символ Первой Ипостаси Святой Троицы. Возможно, образ правого Ангела кажется самым скромным, самым кротким, склоненным перед остальными, но представленная гипотеза позволяет предположить, что именно правый Ангел символизирует Образ Бога-Отца. Об этом свидетельствует гора за Его спиной и цветовая символика одежд: “Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом” [Притч 3:19]”.

Это как-то темно сказано. Почему гора – довод? В чём цветовая символика? При чём тёмная цитата из “Притчей Соломона”?

Дальнейшую её мотивацию я, грешен, не могу понять ещё больше.

Поэтому сдаюсь и, - может, не мотивировано, - считаю всё притянутым.

6 февраля 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/Y-Dox_3rJVDS_V_Z

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)