Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Андронов. Плотогоны.

Художественный смысл.

Идеал типа Высокого Возрождения.

 

Как-то жаль…

Как-то жаль, что нет в интернете такой обслуги, как передача мысли на расстояние… То есть она есть – активная ссылка. Кликай и читай. Но надо ж читать. А я как-то сомневаюсь в своём читателе, что он послушается, если его попросить.

Если б понадеяться, я б попросил перейти по адресу http://art-otkrytie.narod.ru/salahov-t.htm и там прочесть, как я работал токарем. А то как-то меня смущает просто переписывание оттуда сюда.

А вот, если б вы, читатель, это сделали, мне можно было б сразу рассчитывать на понимание, что Адронов в своих “Плотогонах” (1960-1961)

как бы вызывал на дуэль от имени рабочего класса всяких нытиков.

Я прочёл когда-то давным-давно хлёсткие охранительные слова о советских диссидентах, мол, они, диссиденты, жили и тужили, в отличие от остального советского народа. Даже такой левый диссидент, как я (хотевший исправить пошедший не туда социализм), тоже ведь тужил (потому что ничего не получалось, народ спал).

Выть хочется. Теперь. Сам не знаю, отчего.

Андронов был не прав. Не художественно.

Художественно – этим беспримесным синим (на одежде второго справа, ещё пацана), этим чистым голубым (на его же лбу) он выражал не официальную, а свою сокровенную мысль (может, даже подсознательную, ибо сознание с презрением отнеслось к словам из той, же, 1961 года, Третьей программы КПСС: “нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!”), - мысль, что рабочий класс это таки двигатель общественного прогресса. Художественно Андронов был прав. В том и счастье художника (он это сверхчувствует – что он вечен), что его откровения приобретают вторую жизнь, когда история повторяется, и третью жизнь приобретают, и так далее – навсегда. И по противоположности – тоже.

Вот сейчас, скажем… Когда брезжит конец света от неограниченного материального прогресса… Брезжит же и качественным изменением человечества, испугающегося всеобщей смерти и бросящегося в коммунизм, как в гарантию её отсутствия из-за принципиального отказа от неограниченного материального прогресса (“каждому – по разумным потребностям!”. Разумным!). – Как тогда казалось, что ещё, ещё и ещё одной великой стройкой коммунизма можно достичь удовлетворения неограниченных потребностей каждого. Тоже ведь качественный скачок. И обеспечивался он умением в тонких местах – победить. Умением. Которого в физическом труде не меньше, чем в любом другом. Если не больше. – Качественный скачок… Ибо рабочий класс особый по умелости и воле к победе.

26 марта 2019 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6324.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)