Алекперов. По крайней мере образный смысл.

С. Воложин

Алекперов

По крайней мере, образный смысл.

Образ опустошённости?..

 

Расчетливый фокус или вдохновенное искусство?

Не исключено, что удастся сказать что-то внятное о поразительном художнике Алекперове. Он рисует… тенями. И мне посчастливилось услышать из его уст пару слов об одной из его работ. (Жаль, названия не знаю.)

Внизу изображения то, что освещается. Какая-то путаница стружек или не знаю, чего.

Художник сказал, что изображено лицо летящего человека и лицо падающего человека и что они одинаковые…

Я перевернул.

Так и есть!

И - из тени…

Я было думал, что лицо радостное. Но… Раз и при падении такое же… И – из тени…

Всё – относительно, - наверно хотел сказать автор.

А это уже изрядно серьёзно, хоть и не ново.

Но в том-то и перец, что важна не новизна идеи, а то, как она выдана.

Знаете, мне не показалось, что художник перед телекамерой выглядел философом…

Но можно ли доверять физиономизму?..

Признаюсь: мне б хотелось какого-то свидетельства, что художник недоосознавал, что он хотел сказать. А я б тогда мог сказать, что это недоосознаваемое он выразил противоречием. Чего? – спросите. – Тут же одинаковость. – Так есть такой термин (Лотмана) – сопротивопоставленность. Оно включает в себя не только противопоставленность разного, но и сопоставленность одинакового. Ждёшь-то – разного (один летит, другой падает). А оказывается – одинаковое. Ошеломляет. Это катарсис. И я его уже расшифровал. Пока писал вот эту заметку. А почувствовал, что может удаться понять, сразу, как только увидел это ошеломляющее произведение на экране телевидения. И пока искал его в интернете, чтоб скопировать сюда, ещё не знал. Но что-то чувствовал. Надо было срочно начать писать. И мне б очень хотелось, чтоб и в душе у художника было именно что-то, а не сентенция, что всё относительно.

А есть и путь наибольшего сопротивления, тоже признак художественности (связанной с противоречивостью). Выражение-то лица – радостное. А это ж ужас, если всё – относительно.

И тогда перед нами не пофигизм-постмодернизм, который смеётся над любыми идеалами, ибо нет ничего, достойного идеалом быть, а драма.

Как бы я хотел вживую поглядеть в глаза этого Алекперова… Настрадались глаза у него или нет?..

Но можно ли доверять физиономизму?..

И ведь не исключено, что и другие вещи у него безымянные – без названий они что-то в интернете.

Я б сказал, что трагическое лицо у этого парня. Опущенные уголки губ… тени на скулах… И где вообще всё это? В застенке? Или эта пустая комната - образ опустошённости?.. - От чего? От питья? Но бутылки, сделавшие его, всё больше пластмассовые… Не от алкоголя. - Совсем пустой человек?.. Только и делал всю жизнь, что пил (и ел)?.. (Я знаю почти такого. Про его жизнь аж страшно думать. Воплощённая тень.)

Другие вещи, впрочем, как-то не воодушевляют…

5 сентября 2013 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/177.html#177

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)