С. Воложин.

Акопов. Бык.

Прикладной смысл.

Хорошо человеку только в гармонии личного и общественного.

 

Вынужден.

Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019).

Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора (недопонятности, неожиданности). Их в фильме Акопова нет. Это – фильм-иллюстрация идеи. Идея та, что хорошо человеку только в гармонии личного и общественного. Когда же либералы общественное отменили, и остались только семейные ценности (Бык в фильме на всё готов ради семьи своей), то для большинства вообще всё пошло крахом, и сама страна чуть не погибла. Погибла б, не уйди Ельцин от власти (на чём фильм и кончается, на его, при отрешении, просьбе простить его).

Я б и не писал о фильме, если б не прочёл несколько отзывов, в которых видят только экономику. Не было работы при разорении хозяйства при Ельцине – плохо, с приходом Путина подразумевается наступившей экономическая стабильность – хорошо.

А это плохо. Это либеральный взгляд. Либералы теперь голову подняли в связи с перекосом страны, по-ихнему, в сверхвооружение, в крымнаш, в независимость, за что расплачиваться нужно снижением уровня потребления масс. За массы они стали болеть душой. Мол. – Посмотреть в фейсбук – скоро будет цветная революция.

Против этого и снят фильм “Бык”. А этого написавшие отзывы не понимают. Вот и приходится вмешиваться мне.

Тем более, что я в тот же день, что смотрел этот фильма, вычитал сногсшибательную новость:

"Децильный коэффициент неравенства [во сколько раз средний доход 10% самых богатых превышает средний доход 10% наименее обеспеченных граждан] в России начала ХХ века составлял примерно 6-6,5, тогда как в США 16-18, а в Англии и вовсе 35. По сравнению с Западом бедно жила даже российская элита и царская семьи. Это ещё раз доказывает, что Революции 1917-го были вызваны не экономическими, а политическими причинами” (https://marc-aureli.livejournal.com/271287.html).

Людям нужна гармония высокого и низкого. Именно для этого Акопов вставил в фильм такие слова Антона Быкова:

"Бандит Моисей: Ну. Тост, что ли, скажи какой-нибудь

Антон: За демократию. Пусть всё свободным станет. Не будет ни решёток, ни запретов, ни власти. Пусть только совесть останется.

- Какая ж демократия с совестью-то? Идеалист ты, Антоша”.

Высказан идеал коммунизма. То, чем в глубине души жил СССР во время лжесоциализма, и что вместе с лже, как ребёнка с водой, демократы из купели выплеснули при молчании народа. И к чему – очень и очень отдалённому, но всё-таки – вернул страну Путин. В виде так называемого социального государства. На что на Западе из-за соревнования с СССР пошли было, а при виде начала упадка СССР – отказались.

https://marc-aureli.livejournal.com/271287.html

Геополитическая граница наличия/отсутствия социального государства теперь, в постсоциализме, заменила предыдущую границу неконтрастное/контрастное общество при лжесоциализме и прежнем капитализме.

Другим – вполне осознаваемым элементом – этого иллюстративного, скрыто-публицистического фильма является выпячивание всяких хороших качеств бандитов и невнимательность к плохим. Как банда Быка разоряет рынок (а это им надо как демонстрация бандразборки {с крышующей этот рынок чеченской мафией}) показано только в виде катящихся яблок и т.п., но не показан ужас продавцов; продавцов вообще словно нет, да и покупателей. Или этот сентиментальный бандит Моисей. Поёт в караоке. Причём что? – Высоцкого, в частности.

   
 

За меня невеста отрыдает честно,

За меня ребята отдадут долги,

За меня другие отпоют все песни,

И, быть может, выпьют за меня враги.

Не дают мне больше интересных книжек,

И моя гитара – без струны.

И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже,

И нельзя мне солнца, и нельзя луны.

Мне нельзя на волю – не имею права, –

Можно лишь – от двери до стены.

Мне нельзя налево, мне нельзя направо –

Можно только неба кусок, можно только сны.

Сны – про то, как выйду, как замок мой снимут,

Как мою гитару отдадут,

Кто меня там встретит, как меня обнимут

И какие песни мне споют.

1963

А ведь что такое эта, да и все блатные песни Высоцкого? – Это бунт против бескрылого курса страны, выбравшей официально под руководством Хрущёва своим главным лозунгом: “Догнать и перегнать Америку по производству мясных и молочных продуктов!”. Тогда как надо было начать отказываться от работизма, мол, труд при коммунизме будет первой потребностью людей. Ибо при коммунизме работать будут роботы, а люди – заживут в творчестве или сотворчестве, запоют "все песни” и зачитают "больше интересных книжек”. Бандит Моисей, сам не зная, оттого же страдает, что и персонаж Высоцкого.

Или. Вы верите, чтоб в школе (пусть это и ещё советское было время) Таня, безусловная красавица, любя соученика спортсмена Антона Быкова, не подала ему намёка о своём чувстве. А ему – это мыслимо? – чуть не первому парню среди старшеклассников не подойти ни разу к нравящейся ему Тане… Выс-сок-кие отношения!.. Вы верите? – Ерунда, конечно. Просто так нужно едва ли не пропагандистскому самозаданию Акопова по возвышению душевного потенциала его героев, неспособному проявить себя в условиях умирания страны, ведомой компрадорами в состояние колонии совокупного Запада.

А заложник, которого Моисей поручил Быку выкрасть у чеченцев-бандитов, чтоб лично казнить, чтоб застрелился, вы верите? Он что: прикинул, что даже если перестреляет всех “освободителей”, ему всё равно не спастись, ибо ноги у него забетонированы в тазу, и пока он их выколупает… – Что-то я подозреваю, что Акопову просто надо было, чтоб Бык не брал на душу способствование смерти “освобождённого” от рук Моисея. И речку вброд перешёл и ноги не замочил – так устроил своего героя режиссёр.

Даже не показано, как мстящие Быку бандиты удлиняют Тане разрез рта ножом. Надо жалеть своего зрителя режиссёру. Для того же и все драки как-то без натурализма сняты. Ужас нагнетается предельной громкостью музыки и ритмом. Идеалистично.

Головой надуманный фильм. Я б такому премию не дал.

Но вот надо же… И его люди умеют не понять…

11 января 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://ruszhizn.ruspole.info/node/11523

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)