Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

Ахматова. Распятие. Лотова жена.
Художественный смысл.

Неправда, что у настоящего поэта - только гармонический идеал. Может быть и экстремистский: акмеизм.

МНЕНИЕ

ДОШЕДШАЯ ДО КРАЯ

5 марта, 31 год назад, умерла Анна Ахматова, поэтесса трагическая и героическая. Сверхженщина, если одним словом можно выразить пафос всего ее творчества. Такая оценка раннего периода ее биографии не нова. Еще в 1915 году Недоброво писал: "Другие люди ходят в миру, ликуют, падают, ушибаются друг о друга, но все это происходит в середине мирового круга; а вот Ахматова принадлежит тем, которые дошли... до его края". Однако распространить такую версию на все творчество не решаются. Видно, виновата совковость. Поэт Наум Коржавин, определивший акмеизм, чьим представителем являлась Ахматова, как ницшеанство в поэзии, как имморализм, как претензию на силу чувства, при котором все дозволено, считал проявление его у Ахматовой наносным. Экстремистский идеал, как поветрие моды, сворачивал, мол, ее с пути к гармоническому идеалу. И лучшим доказательством своей мысли Коржавин считал ахматовский "Реквием", в котором поэтесса "была с народом", народу же свойственен идеал гармонический. Но вдумайтесь: с народом-то с народом, но и особняком.

РАСПЯТИЕ

Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи"

Хор ангелов великий час восславил

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"

А Матери: "О, не рыдай Мене..."

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.


Лирическая героиня "Реквиема", как Божья Матерь (так уж распорядилась поэтесса), противостоит самому Богу-Отцу. Сила земной любви к Сыну у нее ТАК велика, что ее молчание уже отдает богоборчеством. И "никто взглянуть и не посмел" на нее в этом ее противостоянии, ибо в распятии Сына творится пример правосудия над грешным человечеством, и никто из людей не посмел перед лицом Бога ("И небеса расплавились в огне") как-то присоединиться к Матери. Мать-героиня...

Это как другая, безымянная библейская женщина (почитайте "Лотову жену" Ахматовой же)... Жители Содома грешили. Бог уничтожает их всех вместе с городом. Лишь праведнику Лоту, его жене и двум дочерям он разрешил бежать из города с условием: не оглядываться, не то превратит оглянувшегося в соляной столб. Так что Лотова жена? Она противопоставила себя Богу и оглянулась - во имя земной любви к родному городу. Никто не посмел, а она посмела. И превратилась в соляной столб, вечный памятник богоборцу. Вполне в духе акмеизма и ницшеанства: самовседозволенность, если сила чувств ТАК велика.

И такую же неординарную и героическую оппозиционность высшим силам можно обнаружить у Ахматовой повсеместно.


Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.


Что олицетворял Петр I, раздавивший стрельцов? Становление новой России.

Или: чему противостоит героиня в том же "Реквиеме"? Если встать на точку зрения народа в целом, и не думавшего восставать против террора - лес, мол, рубят - щепки летят, а рубка - это, как сказала Настя в платоновском "Котловане", - "плохих людей всех убивать, а то хороших очень мало", - если встать на точку зрения тех, кто с энтузиазмом пел: "Над страной весенний ветер веет, С каждым днем все радостнее жить" - и кого не оспаривает и сама героиня: "Для кого-то веет ветер свежий", - если встать на такую точку зрения, то Ахматова оппонирует строительству земного рая.

Зачем, думаете, у нее записаны даты сочинения куплетов? Затем, что она не такая, как все, не банальная. В ситуации, когда с ума можно сойти от горя, она сочиняет стихи об этом горе. Кто б это смог? Ведь это ж женщина! Слабый пол. А Ахматова смогла. И акцентирует это в прозаической части "Вместо вступления". Когда ее "опознали" раз в тюремных очередях, одна ее спросила:

- "А это вы можете описать?

И я сказала:

- Могу".

Ахматова всю жизнь свою в поэзии ни перед чем (ни добрым, ни злым) не останавливалась ради охватившего ее ТАКОЙ силы переживания, пусть это и вдохновение, хоть сын подрасстрельный в тюрьме.


Семен ВОЛОЖИН.

Перепечатано с http://www.paco.net/odessa/media/word/225/sn13.htm в электронном издании одесской общественно-политической газеты "Слово". № 10 (225). Март 7, 1997 год.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)