Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Ахматова. Победителям. 27 января 1944 года.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

"Патриотическое” стихотворение Ахматовой.

Вы ни за что не заметите, в таком стихотворении Ахматовой ничего странного:

Победителям

 

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла “Берт”.

Вот о вас и напишут книжки:

“Жизнь свою за други своя”,

Незатейливые парнишки —

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —

Внуки, братики, сыновья!

29 февраля 1944

(Полное снятие блокады Ленинграда было 27 января 1944.)

Вы понимаете, что, так написав, я от вас отличаюсь тем, что обнаружил странности. Да, я их обнаружил не сам, а наткнувшись на статью Константина Боленко. Но почему я на неё наткнулся? – Потому, что я не удовлетворился тем, что не заметил ничего странного (и этим я уже от вас отличаюсь и предлагаю подтянуться ко мне). – Почему я не удовлетворился? – Потому что Анна Ахматова гений, думаю (может, и вы так думаете). А по-моему, мала вероятность, чтоб гений написал стихотворение без вдохновения. Вдохновение же гения – это, по-моему, наличие подсознательного идеала, который проявляется в странностях (странности должны быть странностями для своего времени). Я рассудил, что, раз я странностей не вижу – надо искать помощи у всё знающего интернета. И спросил: “Художественный смысл стихотворения Победителям”. И в итоге получил статью Константина Боленко. А он рассуждает о том, что слова отсылают к разным эпохам, а не к одной – советской, 1944 года, времени после полного снятия блокады Ленинграда. Больше всего он хлопочет о расстреле у Нарвских ворот 9 января 1905 года. Солдаты тогда были с Нарвскими воротами за спиной, а впереди их была смерть рабочих Путиловского завода, которую принесли их, солдат, пули.

Далее.

Боленко пишет:

"Нарвские ворота остались одним из памятников победам 1812—1814 годов. 1 марта 1944 года через Нарвские ворота в город с развернутыми знаменами строем вошли партизанские части, действовавшие против немецкой армии, осаждавшей Ленинград; там же у ворот прошел совместный митинг-встреча партизан и горожан. 8 июля 1945 года у Нарвских ворот прошла торжественная встреча ленинградцев с возвращавшимися с фронта гвардейскими частями, участвовавшими в обороне города и снятии блокады, — вольная или невольная, но очевидная для всех, хорошо знакомых с историей и архитектурой Петербурга, реплика давней церемонии”.

Но всё это или слишком давно, или изрядно после полного снятия блокады и написания стихотворения. Тогда как полное снятие было в общем именно с Нарвскими воротами за спиной и смертью советским солдатам перед ними, как в стихотворении. В общем, но не точно (чего Ахматова могла не знать). Именно от Нарвских ворот (это запад Ленинграда) наступления не было. Немцев просто обошли там, взяв их в окружение. Но в общем

у Ахматовой – верно. Но!

Если троеточие (а это многозначительный знак препинания) означает 9 января 1905 года, то полная насмешка - слова: "Так советская шла пехота”.

Тогда я заметил, что слово "Берт” отсылает к сражению Красной Армии с немцами за Нарву в ноябре 1918 года.

А слова: "Жизнь свою за други своя”, - из Евангелия от Иоанна (15:13), - относимые к советским солдатам, когда атеизм в стране был воинствующим, это тоже странность.

Теперь я скажу, читатель, что я от вас отличаюсь ещё и тем, что на десятках стихов Ахматовой доказал, что её подсознательным идеалом является ницшеанство: бегство из Этого плохого-преплохого мира в принципиально недостижимое (в отличие от принципиально достижимого христианского) метафизическое иномирие. Которому только и можно – дать образ. Например, абсурда.

Что и чувствуется в обнаруженных странностях. Более непосредственно говорящих, что все войны – принадлежность Этого плохо мира. Как и славословия, религиозноподобные или простые. И победители – не победители, а несчастные, "Незатейливые” люди, которым не открылась жуть Этого мира.

.

То же – со стихотворением, предшествовавшим этому.

27 января 1944 года

 

И в ночи январской, беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе.

Что тут странного? – Что с союза начинается предложение и стихотворение.

"Связь временных пластов подчеркивается придаточной синтаксической конструкцией…” (Клинг. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/kling-svoeobrazie-epicheskogo-v-lirike-ahmatovoj.htm).

“…обозначает ход времени, своеобразно подчеркивает взгляд на прошлое как на отстоявшееся, отсекает бесповоротно ушедшее и сразу же вводит в тему трагической обреченности земного счастья” (Там же).

Ужасное прошлое (блокада) не ушло. А может, и вернётся в каком-то ином изводе, как это принято в проклятом Этом мире.

"…можно говорить о стилизации под Библию…” (Там же).

Ибо метафизическое иномирие это нечто равнозначное Царствию Божиему на небе, только оно как бы со знаком минус, а не плюс, как в христианстве.

.

Сказанное не значит, что не могло быть срывов у Ахматовой во что-то прикладное (то есть сознанием рождённое). Просто вероятность мала.

14 мая 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/patrioticheskoe-stihotvorenie-ahmatovoi-609e585fe510c930e3d1fe78

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)